Украинские тепличники не сдаются

 Украинские тепличники уже давно живут в нетепличных условиях высоких цен на энергоносители. Однако производители не сдаются. Находят возможности экспорта в ЕС, замещая российский рынок, развивают собственные торговые марки, налаживают связи с супермаркетами и ресторанами.

Тепличные проблемы эксперты обсуждали 21 февраля в ходе «VI Голландско-украинского форума по тепличным технологиям», организованного УКАБ.

По словам президента Ассоциации «Теплицы Украины» Евгения Чернышенко, рентабельность тепличных комплексов сегодня находится в диапазоне 3-7%. «Раньше экспортировали около 60% тепличной продукции, сегодня – всего 20%», – сетует г-н Чернышенко.

Все же, как отметила, заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Ольга Трофимцева, несмотря на значительные инвестиции, необходимые для начала тепличного бизнеса, и относительно невысокую рентабельность, мы наблюдаем в Украине открытие новых комплексов, в том числе с участием иностранных инвесторов.

Ставка на бренд и логистику

Самый крупный по площадям тепличный комплекс в Украине – это ПАТ Комбинат «Тепличный» в Киевской области – здесь 48 га заняты преимущественно огурцами и томатами.

В 2015 году продукция «Тепличного» стала активнее продвигаться под брендом «Калиновка premium», хотя одноименный Торговый дом существует уже 19 лет. «10 лет назад бренд для плодоовощной продукции был не важен, но сегодня все изменилось», – уверен маркетолог ТД «Калиновка» Владимир Корниенко.

Прорыв в торговле ТД «Калиновка» стал возможен благодаря созданию нового современного логистического комплекса «UPSCALE-LOGISCTICS» для поддержки высокого качества продукции и приемки товара. Площадь комплекса составляет 618 кв.м., а мощность – 1020 паллет в день. Так как ТД «Калиновка» работает в сегменте «Ультра-фреш», то есть позиционирует себя как продавец свежей плодоовощной продукции, то не последнюю роль здесь сыграло решение проблемы охлаждения продукции. «Мы – номер один по экспорту овощей закрытого грунта в Украине. Основная наша продукция – томаты. В 2015 году мы поняли, что для экспорта нужно контролировать всю цепочку. И мы построили логистическую цепочку с охлаждением», – рассказывает маркетолог ТД «Калиновка» Владимир Корниенко.

Новый логистический терминал для работы с плодоовощной продукцией (0/ + 6°С) позволил нарастить объемы продаж ТД «Калиновка» с 45 тыс. тонн в 2015г. до 65 тыс. тонн в 2016 году.
Отгрузки и загрузки  в терминале проводятся по системе «кросс-докинг». Логистический комплекс предоставляет услуги по хранению, переработке, фасовке и сортировке продукции. К 2020 году в ТД «Калиновка» планируют нарастить объемы продаж до 150 тыс. тонн.

Отказ от рынка РФ

«Мы решили стать флагманом европейского качества и полностью отказаться от поставок продукции в РФ», – говорит Владимир Корниенко. Среди причин отказа от рынка российской федерации эксперт называет сложную внешнеполитическую обстановку, менее выгодные логистические решения, запреты на многие продукты в РФ, а главным преимуществом европейского рынка называет то обстоятельство, что «Европа готова платить больше».

«Сегодня мы готовы предложить любое количество и качество нашей продукции для поставки в любую точку ЕС. Мы получили сертификат Global Gap и считаем его очень важным для торговли с Европой», – уверен г-н Корниенко.

В экспортных позициях ТД «Калиновка» доминируют томаты, на втором месте – яблоки, а за ними бахчевые и тепличные огурцы. Меньше всего продают пока черешни и лука.

Где вырастил, там и съел

Такой философии придерживаются при производстве тепличной продукции в «Галиция Гринери». Собственники компании рискнули и посеяли первые семена салата латука на 3400 кв. м в неблагоприятном 2015 году, когда Украину уже накрыл энергетический кризис, девальвация гривны и военные действия. Еще 3 кв. м отведены под камеры для хранения. В 2016 году компания, как и планировала, увеличила площади под салатом на 4 600 кв.м или на 1,6 млн штук салата в год.

«Мы не экспортируем, мы выращиваем там, где едят – это наша философия». У нас два основных рынка: это рестораны и поштучная продажа в супермаркеты. Можно заказать салат вечером и утром он уже будет в ресторане. Мы так работаем во Львове. Для ресторана не важна хорошая упаковка, а важна свежесть продукции», – говорит Майкл Хондерс, представитель «Галиция Гринери».

Энергоресурсы – тепличное «все»

Высокие и нестабильные цены на энергию мешают инвестициям в теплицы. «Мы хотим увеличить производство, но нужны значительные инвестиции. Еще полгода назад газ в Украине был вдвое дешевле. Если мы инвестируем, то это будут долгосрочные инвестиции, но при таких резких изменениях цен – не будем», – говорит Майкл Хондерс.

Сергей Ленчук, еще один представитель компании «Галиция Гринери» отметил сложности с финансовым планированием и перепад цен на энергоресурсы между Украиной и Голландией: «Очень сложно прогнозировать свои денежные потоки, так ка растут тарифы на электроэнергию. Газ в Украине стоит 10,8 грн/м3, а в Нидерландах- 6,32 грн/м3, то есть у нас на 58% дороже”. В Нидерландах и электроэнергия на 29% дешевле, чем в Украине.

Дешевые энергоресурсы делают зарубежную тепличную продукцию более конкурентоспособной. «На рынке на текущий момент, украинская тепличная продукция занимает не более 20% рынка, в пик сезона — около 50%, а остальное — это импорт»,- говорит Ольга Трофимцева.

Так что украинским тепличникам предстоит борьба за потребителя не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Король Оксана, ИА “Инфоиндустрия”

Читайте нас у Telegram

Пов’язані теми:

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry