Что мешает аграриям в земельном законодательстве

С 1 января 2013 законодательство разделило “двуглавого змея” – регистрацию земли и право собственности на нее. Теперь территориальные органы Госземагентства регистрируют участки (присваивают номера), предоставляя соответствующие выдержки из кадастра, а нотариусы или территориальные органы юстиции регистрируют право собственности (пользования, владения), возникшее на основании соглашения.

 Казалось, бесконечная процедура регистрации земли отошла в прошлое. Однако оценка “первопроходцев” неутешительная. Длинные очереди, хаос, неточность данных в кадастре, невозможность действовать по доверенности через “кривое” программное обеспечение – все это является причиной массового недовольства среди потребителей. Но это только видимая часть айсберга, скрытая же таит в себе ряд законодательных разногласий и неопределенностей. Поэтому неудивительно, что за четыре месяца в украине имеется  более десятка проектов законов и постановлений об усовершенствовании процедуры регистрации земли и права собственности на него.

 Во-первых, планируют решить проблему отсутствия данных уже зарегистрированных земельных участков в кадастровой системе. Поэтому многие заявителей вынуждены проходить повторно регистрацию с разработкой технической документации и соответствующего обменного файла. Это движение даже не по спирали, а по кругу. По нашему мнению, следует или четко прописать процедуру при таких обстоятельствах на законодательном уровне, или сосредоточиться на устранении “сторон” кадастровой системы.

 Во-вторых, на повестку дня вынесен вопрос регистрации земельных участков, сформированных в результате деления. До сих пор непонятно, что является основанием для возникновения права собственности на такую землю. Раньше это был государственный акт, сейчас – пробел в законодательстве, ведь извлечение лишь подтверждает факт регистрации. В случае принятия законопроекта № 2189 будут выдавать соответствующее свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество.

 В-третьих, одним из самых болезненных вопросов остается регистрация договоров аренды земли, заключенных с территориальной общиной. Для проведения такой процедуры необходимо, чтобы последние получили выписку из кадастра, который стоит денег. Осуществить такую оплату возможно только через казначейство. Однако последнее показывает “красный свет”, поскольку счет за такими услугами не бюджетный, а госпредприятия при Минюсте. Технически получается тупик, из которого видим два выхода: либо предоставлять выписки бесплатно, или отменить обязательное взятие выписки из кадастра для бюджетных арендодателей. Есть соответствующий проект закона по первому варианту, но принимать его почему-то не торопятся.

 А тем временем из-за промедления больше всего страдают сельхозпроизводители. Если договор аренды не зарегистрирован, производитель не в состоянии “присвоить” продукцию с участка и соответственно теряет право быть плательщиком фиксированного сельхозналога, не имеет льгот по уплате НДС. И вообще пользования землей становится незаконным, его могут квалифицировать как самозахват. В таком случае, чтобы защитить свои права, советуем арендаторам вести переписку по всем направлениям. Допустим, если администрация настаивает на регистрации договора, в письме к ней следует просить посодействовать в решении данной проблемы, поскольку для легализации документа необходимо сначала зарегистрировать право собственности на землю. Пусть и они чувствуют затылок. Кроме того, просите Минюст дать ответ об отсутствии возможности зарегистрировать ваш договор, поскольку не зарегистрировано ни само право собственности. Таким образом вы сможете создать себе надежный тыл на всякий случай.

Кужель Анатолий

Директор консалтинговой компании  «De Facto Consulting Group»

http://gazeta.ua

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry