Над пропастью российского рынка СЗР

В 2016 году мелким и средним поставщикам пестицидов в Россию стало еще тяжелее работать, сказывается экономическая ситуация страны: рубль стремительно катится в пропасть.

Большинство химпрепаратов для нужд российских аграриев закупается за валюту, что не может не сказаться на себестоимости поставляемых в страну ядохимикатов. Внутреннее производство пестицидов в РФ сильно зависит от импорта сырья, которое также закупается за вечнозеленые в Китае. Поэтому рынок страдает от привязки к курсу рубля.

Высокая конкуренция на рынке снизила стоимость пестицидов до абсолютного минимума, что сильно отразилось на получаемой прибыли. Игроки рынка заявляют о том, что они прикладывают намного больше усилий, чтобы сохранить объемы продаж. Сейчас для мелких и средних поставщиков пестицидов каждая сделка — это достижение, особенно, если речь идет о прямых продажах. Чтобы развиваться и расти, компаниям приходится искать новые пути развития, менять модели продаж, быть более гибкими. На этом рынке мелким и средним компаниям для того чтобы остаться на плаву, приходится изворачиваться, не говоря уже об увеличении доходов или расширении своего бизнеса. На российском рынке СЗР идет настоящее сражение за место под солнцем.

Контрафакт из республик

В последние годы на рынок России стало поступать все больше контрафакта, и это связано не только с увеличением собственного производства, а еще и с активизацией мошенников в темных зонах ближайшего заграничья! По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), доля контрафакта на российском рынке СЗР составляет около 30% с трендом на дальнейшее увеличение. Интересно, что половина контрафакта приходится на подделки, произведенные в РФ.

Контрафакт есть на рынке, и он пользуется спросом, так как реализуется по доступной цене. Его присутствие чувствуют все: и те, чьи продукты подделывают, и те, кто эти продукты покупает. На рынке иногда всплывает даже запрещенный уже несколько лет в РФ ацетохлор. Поток контрафакта увеличился в последнее время за счет поставок из Донецкой и Луганской областей, где сейчас идут военные действия. Ростовскую область наводнили подделки из ДНР и ЛНР, в которых процветают теневые схемы по поставке подделок в соседнюю Россию.

Глифосатные тенденции

Самый распространенный пестицид — глифосат — дорожает во всем мире. РФ не стала исключением.

Этот пестицид дорожает также и в Российской Федерации. Несмотря на то что у многих российских компаний в 2016 году еще оставались запасы этого препарата по низкой цене, скоро и они будут вынуждены поднять планку, так как в Китае (основном поставщике готового продукта и сырья для производства этого препарата в РФ) цены на глифосат стремительно растут. Цена на технический глифосат (сырье) в Китае с начала года выросла на 33% до 3,65 долл. США за килограмм, и это стимулирует рост цен на этот продукт в России.

Опасный демпинг

В 2015 году на рынке СЗР России появились новые участники, которые начали свою работу с того, что решили быстро завоевать себе клиентов низкой ценой. Но на долго их не хватило, так как рынок диктует свои условия и в данной ситуации демпинговать становится смертельно опасно, так как не каждая компания позволит себе работать в убыток. Кроме того, цена на многие препараты и так уже достигла своего дна. Да и клиента низкой ценой уже не удивишь, ему теперь требуется нечто большее: качество, сервис и другие дополнительные услуги. Кто предложит больший комплекс услуг, того и предпочтет клиент.

Вера новичков

Санкции повлияли на Россию не только негативно, они дали ощутимый толчок развитию сельского хозяйства в стране, началось активное финансирование государством фермерских хозяйств, так как рынок почувствовал недостаток в качественных продуктах питания. Учитывая такую тенденцию, российские фермеры начали совершенствовать свои технологии выращивания, улучшать системы защиты и питания. Эти факторы позволили российскому рынку СЗР не упасть, а остаться примерно на прежнем уровне, тогда как мировая тенденция показала спад рынка пестицидов. Погода также поспособствовала тому, что спрос на средства защиты растений в стране не ослабел.

О том, что не все так плохо на этом рынке можно понять по тому, что на рынок постоянно выходят новые компании, такие как «Альфахимгрупп», «Ранголи» и прочие. Несмотря на то, что у новичков на рынке пока весьма слабые позиции, они преисполнены оптимизма. Новые игроки видят для себя большие возможности в развитии именно на российском рынке.

Доверие гигантов

Крупные мировые компании также видят для себя перспективы в этой стране, они строят в РФ заводы по производству средств защиты растений, лаборатории и протравочные центры, постоянно увеличивают линейку препаратов и улучшают сервисы для аграриев. То обстоятельство, что гиганты инвестируют в развитие российского рынка пестицидов, является индикатором доверия к этой стране.

Компания «Syngenta» инвестировала 70 млн рублей в строительство Лаборатории оценки качества семян в Ставрополе, начавшей работу в 2016 г, а 30% всех продаваемых средств защиты растений компании производятся на российском предприятии «Агрохимикат».

Компания «Bayer» в этом году открыла первый в России протравочный центр в Краснодарском крае и планирует в 2017 г. запустить аналогичный центр в г. Обоянь Курской области. В 2016-2017 гг. общий объем инвестиций «Bayer» в создание сети центров по обработке семян в Краснодаре, Курске, Омске, Калининграде, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Волгограде и Нижнем Новгороде составит 100 млн руб. Также компания планирует довести местное производство СЗР до 50% в 2020, на данный момент в России производят 30% всех продаваемых на этом рынке пестицидов компании «Bayer». Кроме того, компания «Bayer» в 2016 году зарегистрировала в РФ сразу 6 новых продуктов для защиты растений.

Как видим, мировые лидеры доверяют вкладывают значительные суммы в российский рынок, а это самый большой показатель веры в развитие данного региона.

Рынок СЗР России в будущем будет показывать рост, и всем участникам стоит лишь переждать все экономические и политические трудности, чтобы потом с новыми силами ринуться в бой. Кризис – это всегда хорошая возможность для развития, и самые находчивые компании смогут продвинуться вперед в это нелегкое время.

Игорь Герасименко
ИА «Инфоиндустрия»