На страже плодородия украинских земель

 

Как сохранить плодородие земель и в чем причины деградации украинских черноземов рассказывает ученый секретарь  Института охраны почв Украины, кандидат сельскохозяйственных наук, Виктория Панасенко.

Виктория, Вы работаете  в Институте охраны почв Украины. Расскажите, чем занимается это учреждение. Какова главная сфера деятельности института?

Наш Институт обеспечивает единую научно-техническую политику в области охраны почв и их плодородия.  На протяжении 49 лет мы проводим мониторинг почв сельскохозяйственного назначения. Результаты мониторинга Институт предоставляет государственным органам власти, в частности  – Минагрополитики, и землепользователям. Также мы даем рекомендации по рациональному использованию почв, сохранению и повышению их плодородия, внесению удобрений, мелиорантов.

            Кроме того, Институт проводит исследования других объектов окружающей среды, например, растений, воды, исследует качество растительной продукции, кормов, агрохимикатов. При этом почвы Украины остаются главным объектом нашей деятельности.

             Какие еще организации, кроме «Госпочвохрана» отвечают за сохранность плодородия почв в Украине?

 

            Институт проводит мониторинг почв, но контролирующих функций по соблюдению мер в сфере охраны почв не имеет. Поэтому Указом Президента в 2011 году была создана Государственная инспекция сельского хозяйства Украины.

            Именно эта служба проводит контроль за использованием земель. Мы предоставляем Госельхозинспекции данные мониторинга состояния почв.  А Госсельхозинспекция ведет контроль изменения их качества и в случае деградации почв применяет к землепользователю соответственные санкции.

 

            Каким образом на сегодняшний день осуществляется мониторинг состояния украинских почв?

 

            Каждые 5 лет ГУ «Госпочвохрана» и его филиалы, которые находятся в каждом регионе Украины,  проводят агрохимическое обследование пахотных почв с выдачей землепользователям агрохимического паспорта поля, земельного участка, в котором фиксируются физические, физико-химические, агрохимические и экотоксикологические показатели (более 20 наименований). За 1 год мы обследуем около 5 млн. га, соответственно за 5 лет (тур обследования) – 25.

            Таким образом, формируется государственная база данных о состоянии качества почв, как на отдельном поле или земельном участке, так и в целом по хозяйству, району, области, стране.

            Государству необходима эта информация для осуществления контроля над землепользованием, а сельхозпроизводителю – для самоконтроля над эффективностью использования почв. Например, для обоснования размещения культур в севообороте, определения вида и количеств удобрений, которые необходимо вносить, химических мелиорантов и т. д..

 

            Последнее почвенное обследование проводилось в 50-60 годы. Планируется ли проводить еще подобную паспортизацию, и когда этого можно ожидать?

 

            Да, в 1957-1961 годах было проведено сплошное обследование почв колхозов и совхозов Украинской РСР на территории более 45 млн. гектар. В результате была получена уникальная информация о почвах Украины и их состоянии, осуществлены масштабные картографические работы. Но прошло уже более 50 лет. Мы знаем, что почвы в результате хозяйственной деятельности могут подвергаться целому ряду изменений, в частности, негативному. Например, в результате водной и ветровой эрозии, засоления, подкисления, заболачивания.

            Там где 50 лет назад были слабоэродированные почвы сегодня можно встретить средне- и сильноэродированные. Также многие современные ученые и практики говорят о встречающихся несоответствиях границ почв в натуре и изображенных на картах. Все это может внести существенные коррективы в их использование. Поэтому вопрос крупномасштабного обследования почв Украины очень актуален.

            Радует то, что Минагрополитики это понимает. Более того Министр Н.В. Присяжнюк дал распоряжение о разработке Общенациональной программы проведения крупномасштабного почвенного обследования. И если государство выделит необходимые средства, то эта работа будет проведена.

            Какие основные мероприятия по охране плодородия почв проводятся в нашей стране на данный момент? Какие планы в этом направлении у вашего Института?

 

            К сожалению, мероприятия по охране плодородия почв, в государственном масштабе не проводятся. В 90-х годах государственные и региональные программы перестали финансироваться. Для выполнения заключительных положений Закона Украины «Об охране земель» в 2006 году специалисты нашего учреждения и институтов Национальной академии аграрных наук Украины разработали Национальную программу охраны плодородия почв, которая была вынесена на рассмотрение в ВС Украины, но так и не принята.

            Сегодня в некоторых областях Украины утверждены региональные программы охраны почв и их плодородия, но реализуются ли они, трудно сказать.

            Вместе с тем, хочу отметить, что позитивные сдвиги в этом направлении все-таки есть. Глава государства в Послании к ВС Украины, отметил, что одним из приоритетных заданий госполитики, является повышение эффективности госрегулирования использования и охраны сельхозземель.

            А также, что для этого необходимо утвердить Национальную программу охраны плодородия почв и предусмотреть  в ней выделение средств на компенсацию мероприятий, которые проводят аграрии по сохранению плодородия почв, борьбы с эрозионными процессами, консервации деградированных и малопродуктивных земель. Наш Институт планирует принять активное участие в разработке этой программы.

            Какие нормативные акты действуют и разработаны для того, чтобы не допустить истощения украинских черноземов? Насколько, по вашему мнению, они эффективно работают?

            В первую очередь, это Законы Украины «Об охране земель»,  «О государственном контроле за использованием и охраной земель», «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины касательно сохранения плодородия почв», Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий», «Об утверждении нормативов оптимального соотношения культур в севооборотах в разных природно-сельскохозяйственных регионах». Но эффективность их работы пока еще низкая.

            Одним из важных этапов решения вопроса охраны почв и их плодородия является принятие Закона Украины «О сохранении почв и защите их плодородия», проект которого сейчас проходит согласование в соответствующих инстанциях. В этом законе прописаны все почвоохранные мероприятия, которые необходимо соблюдать, требования к ним, а также ответственность за нарушения законодательства в сфере охраны почв и их плодородия.

 

            Что в нашей стране мешает проведению мероприятий по сохранению плодородия украинских земель?

            Иногда бедность, а иногда несознательность землепользователей, на которых в первую очередь лежит ответственность за  бережное использование национального богатства Украины.

            Сказывается и отсутствие государственной поддержки, в частности финансирования. В 55-ой  статье Закона Украины «Об охране земель» указано, что финансирование мероприятий по охране почв, кроме Государственного бюджета Украины и средств землевладельцев, землепользователей, реализуется за счет местных бюджетов, в том числе средств, которые поступают от платы за землю. Уже много лет эти средства не использовались по назначению. Сейчас же этот вид налога вовсе аннулирован, так как введен единый фиксированный налог.

            Влияет и упадок животноводческой отрасли. Для сохранения плодородия почв очень важным мероприятием является внесение органических удобрений. В странах Европы, в отличии от Украины, с этим проблем нет, так как животноводство очень развито. Даже наоборот, существуют ограничение на внесение органических удобрений, потому что этого «золота» там очень много.   В Украине на сегодня вносится в среднем около 0,5 тонн навоза на гектар, тогда как нужно вносить 8-14 тонн. О каком сохранении и, тем более, воспроизведении плодородия почв можно говорить при такой ситуации.

            Сейчас Минагрополитики Украины принимает всевозможные меры по восстановлению животноводства, но на это нужен не один год. Можно частично компенсировать недостаток навоза побочной продукцией растениеводства, в частности соломой, но для этого нужна соответствующая техника и дополнительное внесение азотных удобрений, что могут позволить себе далеко не все хозяйства.

 

            Как вы считаете, кто лучше заботится о состоянии земель: мелкий и средний фермер или крупные агрохолдинги?

 

            Сказать, что какая-то категория хозяйств хорошо заботится о состоянии почв, а какая-то нет, нельзя. Оба подхода к землепользованию можно встретить в любом типе хозяйств.

            Но вместе с тем крупным агрохолдингам намного легче применять мероприятия по охране почв. Консолидируются большие средства, которые позволяют приобрести необходимую технику, удобрения, освоить новейшие технологии. Часто большие хозяйства имеют и животноводческий сектор, что обеспечивает внесение органических удобрений. Владельцу маленького хозяйства в этом плане тяжелее.

 

            Что из зарубежного опыта по охране плодородия почв было бы целесообразно применить в Украине? Возможно, есть успешные примеры.

 

За рубежом, прежде всего, работает высокоморальное отношение населения к окружающей среде, в том числе к почвам. Во многих странах Европы отсутствуют законы, которые обязывают землепользователя применять почвоохранные мероприятия, например, соблюдение севооборота. Но сельхозпроизводитель делает это как само собой разумеющееся, без всякого давления со стороны государства. Украина к этому не готова.

            Высокоэффективным методом охраны почв в Европейском Союзе можно назвать экономическое стимулирование, которое реализуется в рамках Совместной аграрной политики ЕС.

            Это система субсидий и программ в виде прямых выплат фермерам в обмен на соблюдение  ними стандартов защиты окружающей среды. В частности, это касается и сохранения земли в хорошем состоянии.

            Например, в Германии более 90 % хозяйств пользуются такими субсидиями. В Законе Украины «Об охране земель» также предусмотрено экономическое стимулирование почвоохранных мер, но это положение не действует. Нет подзаконных актов, которые бы это регулировали, нет Национальной программы охраны плодородия почв. Будем надеяться, что ситуация изменится, учитывая поручения Президента Украины в своем Послании Верховному Совету.

Беседовала Оксана Король

Инфоиндустрия

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry