Аммиак может быть использован в качестве судового топлива

Океанские суда могут начать работать на аммиаке в течение десятилетия, поскольку судоходная отрасль принимает меры по сокращению выбросов углерода.

Аммиак – химическое вещество, являющееся основным ингредиентом удобрений, можно использовать в судовых двигателях вместо загрязняющего дизельного топлива.

Ожидается, что аммиак поможет сдержать изменения климата, так как его использование будет проходить без выбросов CO2.

Процесс производства аммиака само по себе подразумевает выделение значительного количества CO2, но новые технологии могут решить эту проблему.

Проблема огромна, потому что судоходство генерирует около 2% глобальных выбросов углерода — примерно столько же, сколько вся немецкая экономика.

Производство аммиака также является крупным источником выделения углерода. В докладе Лондонского королевского общества говорится, что производство аммиака в настоящее время создает 1,8% глобальных выбросов CO2 – крупнейшая доля во всей химической промышленности. Однако авторы отчета утверждают, что по новым технологиям аммиак может производиться без выделения углерода. Одним из способов является улавливание выбросов CO2, образующихся при производстве аммиака, и их захоронение в подземных породах. Еще один способ получения так называемого «зеленого» аммиака — это использование возобновляемой энергии, которая не создает CO2. Но большой вопрос, будет ли в достатке чистой энергии для производства аммиака в ближайшие десятилетия.

Аммиак является бесценным универсальным химическим веществом, имеющим широкий спектр применения, но несет угрозы при неправильном применении. Он поставляется оптовыми партиями как основное базовое сырье для выпуска других химических веществ, текстиля, взрывчатых веществ, хладагентов и удобрений. Но когда он неосторожно применяется на полях, он вызывает загрязнение воздуха и воды и может вступать в реакцию с другими химическими веществами с образованием парниковых газов. В докладе Королевского общества говорится, что фермеры должны использовать аммиак очень осторожно. В то же время там отмечается, что повсеместное использование аммиака в сельском хозяйстве привело к созданию глобальной сети портов, где он торгуется или хранится. Это означает, что инфраструктура для хранения охлажденного аммиака в качестве судоходного топлива уже существует.

Проектировщик двигателя Man Energy Solutions создает двухтактный двигатель для работы на аммиаке, который, как он надеется, будет готов к 2024 году.

Представитель фирмы Питер Киркеби сказал BBC: «Мы видим очень большой интерес рынка к аммиаку в качестве топлива — даже при существовании многих проблем. Мы ожидаем, что первыми судами, работающими на аммиаке, станут существующие танкеры, которые перевозят аммиак. Они знают, как с ним обращаться». Он предполагает, что стоимость аммиака будет соответствовать ценам на другие альтернативные виды топлива, такие как сжиженный нефтяной газ, сжиженный природный газ или метанол.

Тем не менее, отчет показывает, насколько неэффективны эти виды топлива по сравнению с энергетически ценным дизельным топливом. Это означает, что на судах, работающих на экологически чистых видах топлива, необходимо выделять больше драгоценного пространства для хранения топлива. Вот поэтому авторы доклада говорят, что водород будет слишком объемным, чтобы использоваться на океанских судах.

Существует еще одна проблема. Использование аммиака может не вызывать выбросы CO2, но оно создает оксиды азота, которые также являются парниковыми газами.

Ведущий автор Королевского общества профессор Билл Дэвид сказал BBC: «Аммиак — это единственное топливо с нулевым выбросом углерода, которое доставит вас через океаны». Но он предупредил: «Что касается выбросов в ходе промышленных процессов, нам необходимо сделать производство аммиака безуглеродным».

Недавний академический отчет под названием «Абсолютный ноль» скептически относился к тому, может ли аммиачная промышленность развиваться достаточно быстро, чтобы приводить в движение корабли, в то же время не выделяя углерод в процессе выпуска. Там сказано, что производство аммиака из возобновляемых источников энергии в крупных масштабах станет дополнительным бременем для электрических сетей.

Профессор Дэвид не согласен. Он говорит: «Аммиак является единственным способом хранения топлива с нулевым содержанием углерода из возобновляемых источников в течение нескольких дней, месяцев и лет».

IMO планирует сократить вдвое выбросы при международных перевозках к 2050 году по сравнению с 2008 годом.

Группа крупных судовладельцев заявляет, что с каждой тонны судового топлива должно взиматься около 2 долл. США для поддержки исследований в области экологически чистых двигателей.

Инфоиндустрия по материалам bbc.com