Госзембанк – хранитель “золотого” земельного фонда Украины

Идея создания Государственного земельного банка была неоднозначно воспринята общественностью Украины. Земельный банк еще не начал полноценную работу, не получил земли сельхозназначения в уставной фонд, но его деятельность уже обросла догадками и домыслами. Развеять мифы о предстоящей работе учреждения  взялись заместитель главы Правления Госзембанка Владимир Братчиков и директор департамента земельных ресурсов Госзембанка – Николай Калюжный в ходе конференции «Земельные ресурсы 2014», которую в феврале провела ИК Инфоиндустрия.  В ходе круглого стола «Государственный земельный банк: настоящее и будущее» эксперты, отвечая на вопросы участников конференции, рассказали, чем занимается учреждение сегодня и о планах на ближайшие 2-3 года.

Земельный банк – это не украинское ноу-хау

Создание украинского Госзембанка не является полным ноу-хау. История показывает, что похожие банки и фонды были в разных странах. Первый земельный банк в мире был создан в 1870 году в Германии. Это был государственное учреждение, которое занималось и кредитованием в том числе.

В украинском Земельном кодексе создание земельного банка было предусмотрено еще в 2002 году. К сожалению, с той поры  многое изменилось в земельных отношениях в стране и уже упущены некоторые возможности. Однако банк создан, он получил банковскую лицензию и работает. Не удалось внести все нужные законодательные изменения для полноценной работы банка в 2013 году.

И в 2014 году у банка скорее всего не будет возможности заниматься непосредственно землей, хотя подвижки к этому все равно есть, понимание этого существует и в Парламенте, – считает Владимир Братчиков.

Золотой земельный фонд

Есть настоятельная рекомендация ООН для любой страны в государственной собственности сохранять не менее 30% земель сельхозназначения для обеспечения продовольственной безопасности страны.В Украине в государственной собственности осталось менее 25% земель сельхозназначения, пашни еще меньше. И этот процент все время уменьшается. И, если мы хотим его сохранить, то должны приложить к этому усилия, чтобы у государства остался «золотой земельный фонд», которым он может распоряжаться.

Стратегические цели

Стратегические цели, которые анонсирует Госзембанк – это управление государственной землей сельскохозяйственного назначения, консолидация земель «у одного хозяина» и эффективное управление этими землями.

Второе – это поддержка малого агробизнеса – кредитование на льготных условиях.

И третье – это поддержка приоритетных программ сельхозназначения – те, которые связаны с Минагрополитики Украины. Земельный банк будет иметь возможность финансировать точечно производителей определенной продукции, чтобы успокаивать ценовые колебания на товарном рынке АПК.

Чем сегодня занимается Госзембанк

На сегодня Госзембанк занят подготовительной работой. Прежде всего необходимо разработать продукты, с которыми Госзембанк выйдет на рынок, подготовить клиентскую базу. Коллектив банка был уже готов к работе с землей, но процесс передачи земельных участков в уставной фонд Госзембанка  затянулся из-за проблем, связанных с инвентаризацией земли.

Персонал банка небольшой, затратная часть невысокая, поэтому выделенных средств для начального этапа работы учреждения – достаточно. Госзембанк в текущем году должен получить 320 млн грн, но это капитализация через долговые обязательства – в виде ОВГЗ.

С 2015 года норма об ограничении владения юридическим лицом землями сельхозназначения размером в 100 га снимается, поэтому уходит один из факторов, ограничивающих нас в этом. То есть законодательство упрощается для нас.

Надеюсь, мы успеем подготовить аукционную платформу в интернете (для продажи земель). Уменьшение человеческого фактора, а с ним и коррупционной составляющей для нас очень важны.

Госзембанк должен получить 320 млн грн (через ОВГЗ)- это капитализация через долговые обязательства.

Несовместимое совместимое

У многих финансистов вызывает непонимание самам идея создания учреждения, которое совместит функции управления землями и функции банка.

Что касается объединения функций, то создатели Госзембанка работали с европейскими экспертами, и они, просчитав риски, оценили положительно возможность создания банка, который бы объединил такие, на первый взгляд, несовместимые функции.

Аналоги, который были в мире, строились, исходя из тех земельных отношений, которые сложились стране. Создавая Госзембанк, украинские эксперты изучали опыт Венгрии, в которой создан фонд, управляющий землями сельхозназначения. Этот опыт оказался не совсем положительный. Потому что, когда у них закончились бюджетные деньги, процесс приобретения земли остановился, и они столкнулись с преддефолтным состоянием.

Поэтому вопрос самофинансирования земельных банков очень важен. Два года назад мы прорабатывали сценарий, когда создается фонд земли отдельно и банк аграрный – отдельно. Но в рамках нашего законодательства потери этой капитализации будут настолько высоки, что говорить о дешевом кредитовании просто не приходится.

Поэтому в украинских реалиях оказалось удобнее объединить эти функции.

Почему Госзембанк  не кредитует аграриев сегодня?

Минимальный уставной капитал в 120 млн грн, который выделило государство Земельному банку, – это не такая большая величина. Ведь для жизнедеятельности учреждения необходимы основные средства, программное обеспечение и другие затраты, что «подъедает» первичный уставной капитал. Кроме того, существуют нормативы НБУ о достаточности капитала, из которых следует, что у банка должен быть запас «кэша», не вложенный в кредиты. Поэтому Госзембанк и рад бы заниматься кредитованием, но в сегодняшнем положении – это рискованно.

Ситуация усугубляется тем, что Госзембанком анонсировалось дешевое кредитование и выходить на рынок с обычным – бессмысленно. Давать деньги под 22- 25% – это становиться прямыми конкурентами коммерческих банков. А это не является задачей Госзембанка, банк преследует другие цели и готов подождать с выходом на рынок кредитования.

Финансовая кровь

Как и любое банковское учреждение, ЗБ имеет право привлекать средства. Источников привлечения средств может быть множество: долговые обязательства и другие инструменты, которые заложены в банковской лицензии.

Когда у Госзембанка появится земля – появится и такой источник дохода как арендные платежи. А это возможность разбавлять «дорогие» средства «дешевыми» от аренды и проводить мягкую политику кредитования.

В прессе появились публикации, в которых говорится о возможности выпуска Земельным банком облигаций с последующим погашением их землей, а не деньгами. Представители Госзембанка эти слухи опровергают.

Облигации Госзембанк действительно может выпускать, но погашать их землей – нет. Учреждение должно создать неприкосновенный фонд земли, который будет принадлежать государству, а Госзембанк выступит его управляющим подразделением.

Гарантии и залоги

Когда в ипотеку идет земля, принадлежащая аграрию, в ответ Госзембанк дает гарантию, и под эту гарантию коммерческий банк может предоставить кредит. Структура залога может быть разной, включать классические залоги: технику, здания, то есть не обязательно это только гарантия Госзембанка.

Однако аграрий может использовать гарантию Госзембанка и в качестве единственного вида залога.

Гарантия Госзембанка будет давать аграрию снижение процентной ставки, потому что тогда меняются в сторону уменьшения риски возврата кредита.

Если происходит дефолт агрария, то он может получить деньги от Госзембанка. Мы не можем использовать как залог ту землю, что в уставном капитале ГЗБ.

Как добраться до мелкого агрария на местах

В перспективе региональная сеть у Госзембанка предусмотрена, но она останавливается на уровне областных центров. Это будут минимального размера офисы в партнерстве с коммерческими банками, на базе которых будет организован процесс кредитования.

Коммерческий банк, беря на себя роль агента, может продвигать продукты Госзембанка, беря за это, возможно, небольшой процент. Коммерческим банкам это тоже интересно – для них это дополнительные клиенты. Ведь банк силен теми клиентами, которых сумел вырастить от стартапа, что, кстати, не рискуют самостоятельно кредитовать коммерческие банки.

Судьба земель госфонда, которые обрабатывают фермеры

В собственности государства, по разным оценкам находятся около 7-10 млн га. Из них максимум 3 млн га – это пахотные земли. Госзембанк заинтересован только в этих активных землях. Остальные земли включают сенокосы и пастбища, которое использует население, и Госзембанк никогда не будет их забирать.

Согласно решению Конституционного суда в 2003 году, нельзя отнять землю у фермеров, которые получили акты на право постоянного пользования землёй.

В Украине 40 тыс. фермеров, у которых в пользовании 600 тыс. га. Фермеры постоянно просят эти земли получить в частную собственность без выкупа и паевания. На сегодня этот вопрос Ассоциацией фермеров ставится, но Госзембанк на эти земли не претендует.

Также Госзембанк не будет брать ни земли опытных хозяйств, ни земли науки.

По каким критериям Госзембанк будет оценивать земли?

Земля будет передана в устав ГЗБ по нормативной оценке. Почему по нормативной? Во-первых, по экспертной оценке оценить сложно и почти невозможно, рыночной цены земли нет. Во-вторых, это будет стоить около 60 млн грн, которых нет ни в бюджете, ни в Госзембанке, правильнее будет оценить землю по нормативной оценке.

В дальнейшем Госзембанк будет каждый год индексировать стоимость земучастков.

Почему создание Госзембанка встречает яростные протесты?

В Украине с 2008 года практически не проводились аукционы, за исключением единичных случаев по передаче прав аренды земли. В течение длительного времени не было также порядка проведения аукциона. И только год назад в Украине приняли закон о порядке проведения аукционов и были внесены изменения в Земельный Кодекс. А с 2008 по 2014 год эти земли (госземли около 1 млн га) кем-то обрабатываются, но не заключены договора аренды. Денег на аукционы нет, поэтому в аренду земли эти даются только фермерским хозяйствам – другого пути нет.

В Украине есть 1,2-1,3 млн га невостребованных паев. Есть выморочное наследство (відумерла спадщина). Можно говорить, что 5 млн га унас “зависли”, обрабатываются кем-то, и  по этим землям ничего не платится в бюджет. Это одна из  причин, по которым возникают противники снятия моратория  и передачи земель в Госзембанк.

Текст подготовила Оксана Король, эксперт ИК Инфоиндустрия

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry