16.02.2016
Россия – страна огромная по своим территориям, и это накладывает определенный отпечаток на ведение бизнеса, особенно в сфере продажи СЗР. Если продавать продукцию в РФ, то необходимо иметь хорошую логистическую систему, то есть склады, крупногабаритный и малогабаритный транспорт, а также массу представителей своей компании, которые будут отвечать за определенный участок страны. Работать в Барнауле, к примеру, имеет смысл, только если там растаможиваться, а везти товар из других регионов и арендовать склад – не будет рентабельно.
С экономической стороны у страны тоже не всё гладко, курс в России «скачет», кредиты аграриям дают все меньше и их получение весьма затруднено. Если до кризиса все компании-поставщики пестицидов имели только рублевые прайс-листы, вели расчеты и заключали контракты со своими клиентами исключительно в рублях, это было удобно для всех, пока рубль не начал падать. Большинство дистрибьюторов с 2015 года перешли на долларовые прайс-листы, так как в 2014 году понесли колоссальные убытки, продавая в рассрочку по рублевым договорам. Многие дистрибьюторы переходят на предоплату, так как доллар колеблется и все снижают риски.
Растет доля фальсификата, много подделок попадает на рынок и государству в сложившихся экономических условиях очень сложно с ними бороться. В 2015 году многие компании столкнулись с подделкой своих препаратов, рынок кишит подделками.
Участились налоговые проверки компаний-поставщиков пестицидов, Россия активно пополняет казну, истощенную в ходе боевых действий и санкций.
Предпочтения российского агрария в большинстве своем схожи с предпочтениями украинского агронома. В России среди гербицидов пользуются популярностью глифосат, дикват, металохлор и пропизахлор, римсульфурон и клетодим, а вот весьма любимый украинскими аграриями ацетохлор в России запрещен, его активно заменяют металохлором. Хизалофоп-п-этил, который в Украине интенсивно применяется против злаковых у них особой популярности не имеет и вообще малоизвестен.
Среди фунгицидов самым популярным д.в является карбендазим, но и тут есть одна особенность, он обязательно должен иметь регистрацию на все культуры, иначе больших объемов реализовать не удастся, без полного спектра регистрации много брать не будут. Тебуконазол, чья востребованность в Украине с каждым годом растет, в России свою популярность интенсивно теряет.
Среди инсектицидов популярны препараты на основе диметоата и альфа-циперметрина, что также наблюдается и в Украине.
Российский рынок имеет ряд подобий и различий с Украинским рынком СЗР. Тут также как и в Украине есть три касты производителей пестицидов: это мультинационалы, отечественные производители и генерики. Мультинационалы, такие как BASF, Bayer, Syngenta и т.д. это своеобразная элита, обитатели Олимпа. У них есть своя ниша, в которой они и существуют, не опускаясь до «подковёрной возни» генерических компаний.
Генерические компании тоже делятся на несколько групп: одни работают через дистрибъюторов, другие – с конечным потребителем, иногда обе эти группы объединяются в одном лице. Тех, кто работает с конечным потребителем, значительно меньше, так как Россия имеет огромные территории и охватить все практически невозможно. К числу таких компаний стоит отнести «Август» – которая работает с конечным потребителем, с дилерами они также работают, но создают им такие условия, что дилеру не интересно иметь с ними дело.
Тем не менее, существует множество компаний, которые наоборот – не интересуются мелким и средним фермером, а имеют ориентир на более крупные предприятия. Одна из таких – компания «Агроэкспертгрупп», которая работает с холдингами и дилерами, не обращая внимания на мелкие колхозно-фермерские хозяйства. Компания «Союз-Агрохим» работает с дистрибьюторами на 100% рассрочке, создает хорошую конкуренцию на рынке. «Гарант Оптима» работает в основном с дистрибъюторами, но потихоньку начинает выходить и на конечного потребителя, проблема этой компании заключается в том, что она работает исключительно в Южном федеральном округе, тем самым теряя огромный рынок всей остальной части России.
Компания «Агрохимические технологии» – дочка украинской компании, которая имеет свое представительство в России, но из-за проблем с логистикой и отсутствием складов в разных регионах весьма ограничена в маневре. Они ограничены определенными региональными рамками и имеют небольшой штат сотрудников, что существенно замедляет покорение российского рынка пестицидов. Кроме «Агрохимических технологий» на российском рынке СЗР также присутствуют и другие компании имеющие корни в Украине, например «Альфа-Химгруп». Компания «Альфа-Химгруп» – новичок на рынке пестицидов в РФ, она начала свою активную деятельность лишь в 2015 году, но начала сильно и жестко, интенсивно демпингуя ценами и тем самым завоевывая себе покупателя.
«Кирово-чепецкая химическая компания» – больше работает в своем регионе – Поволжский федеральный округ, в котором имеет всего одного конкурента – компанию «Замлякофф», которая является оригинальным дистрибьютором международной компании «ZemlyakoFF», в данном регионе работают и другие компании, но особой конкуренции этой парочке они не составляют.
На рынке семян иностранным компаниям тоже не сладко, так как в России есть льготы на отечественные семена и они более доступны по цене, также регистрация семян требует испытания в каждом федеральном округе, за реализацию семян без регистрации в округе предусмотрен штраф.
В завершении хочется сказать, что компании, работающие на российском рынке пестицидов и агрохимикатов, можно сравнить с кораблями, перед которыми открывается безбрежный океан возможностей и колоссальных прибылей. Капитанам этих кораблей не стоит терять бдительности, ибо на пути к обогащению их поджидают экономические айсберги и политические подводные камни, а за бортом плавают налоговые акулы. Стоит лишь на секунду зазеваться, как твой корабль потерпит крушение. Капитаны, будьте осторожны и успех, несомненно, будет сопутствовать Вам в вашем нелегком, но очень прибыльном плавании по океану под названием Россия!
Игорь Герасименко, аналитик рынка СЗР
Инфоиндустрия
Читайте нас у Telegram