Прибыльные цепочки поставок свежих овощей и фруктов: снимать ли асфальт?

 

Опросы украинских производителей плодоовощной продукции показывают, что первых больше интересует не то, как создавать цепочки регулярных продаж, строить стабильный бизнес с понятными каналами сбыта, а, прежде всего, сколько на этом можно заработать. Какую маржу  в плодоовощеводстве считать высокой и стоит ли снимать асфальт и садить овощи?Прибыльные цепочки поставок свежих овощей и фруктов были в центре внимания одноименной конференции, которая 17 ноября состоялась в Одессе на рынке «Початок» при поддержке Центра развития и правовой поддержки села, Международной финансовой корпорации IFC и Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP), сообщает пресс-служба UHBDP.

Производители который год жалуются на плохие сезоны. Вот в 2010-2011 годах маржинальность плодоовощного бизнеса в Украине составляла 200 %! И это было хорошо. Сейчас же всего 80%. А в Турции, к примеру, 25-30 % считают отличным результатом, в Израиле производители удовлетворены, если прибыль составила 15-20 %.

– Где же граница между здравым смыслом и желанием пересмотреть цены, если они растут? – озвучил вопрос Сергей Потапов, ведущий консультант по развитию плодоовощного бизнеса Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства. 

С существующим сегодня уровнем цен овощи и фрукты опять начинают занимать место в головах всех тех, у кого есть деньги в кармане. Не исключено, что и в следующем году люди снимут асфальт и посадят овощи. Помним, что в этом году морковь побила все рекорды, на следующий год ценовые прогнозы недостаточно оптимистичны. Никто не может предсказать тот продукт, который будет ценен в следующем сезоне.

Компании, которые занимаются экспортом или работают на фиксированные каналы сбыта, формируют цены на сырье, отталкиваясь от базовой себестоимости выращивания. Мелкие производители все же предпочитают игру в казино, делая ставки на те или иные овощи и ожидая пиковой цены на них.

Выращиваю сам готов работать с чужим сырьем. Все предприятия, руководители которых представили свои модели работы на конференции, придерживаются такого принципа работы. Никто не останавливается на своем внутреннем производстве, в случае нехватки сырья, докупают у соседей. Такие предприятия, которые из сырья производят готовый продукт, сортируют по качеству, разделяют его по каналам сбыта, формируют определенные изменения на рынке.

Модель сотрудничества Торгового Дома “Калиновка Премиум” с фермерскими хозяйствами – партнерство 50 на 50 на всех этапах производства, прибыль и убытки делятся между всеми участниками. Об этом говорит Мария Антонова, генеральный директор ТД «Калиновка».

– Когда цены на овощи падают, мы скупаем сырье, перерабатываем его и создаем продукт, который продаем дороже, – объясняет Мария Антонова. – Мы идем в технологии, механизируем производственные процессы, поскольку с квалифицированными кадрами проблема.

Мария Антонова считает, что фермер должен быть монокультурным, быть специалистом в определенной культуре, а себестоимость сырья не должна превышать 6 центов за 1 кг продукции, и именно технологии позволяют удешевить производство.

Компания «Грин Тим» – выращивание качественной овощной продукции на землях собственного хозяйства, способность обеспечить качественное долгосрочное хранение овощей. Сейчас в компании в структуре сырья 30% – овощи собственного производства, 70% – овощи, которые вырастили фермеры. «Грин Тим» известен тем, что успешно экспортирует чищенный лук в Великобританию.

– В планах компании наращивание собственного потенциала производства овощей, таким образом можно получить прогнозируемый объем, прогнозируемое качество, – говорит Дмитрий Череватов, коммерческий директор «Грин Тим». – Работа на плодоовощном рынке – игра в длинную. Мы 4 года строили отношения с иностранными потребителями, внутренний рынок взаимоотношений более жесткий, скорость построения отношений внутри страны значительно ниже. Фермеры ориентируются на получение одноразовой максимальной прибыли, а не на обеспечение стабильной прибыли в долгосрочной перспективе, предпочитают индивидуальную игру в рулетку, а не партнерское сотрудничество.

«Агро Патриот» – ведущая компания в Украине по промышленному выращиванию чеснока, она охватывает весь цикл производства: создание семян, выращивания качественного чеснока с использованием интенсивных технологий и систем капельного орошения, хранение, переработка и продажа чеснока в Украине и на экспорт.

– Мы предлагаем фермерам модель работы по принципу кооперации. Мы можем предоставить семена, технологии, специализированную технику, – говорит Наталья Сударкина, один из владельцев компании «Агро Патриот». – Возможна форма сотрудничества по аграрной расписке. Мы предоставляем семена, 70% стоимости семян фермер возвращает чесноком, обычно это 40% от урожая, а 60% чеснока фермер распоряжается по своему усмотрению.

Наталия Сударкина отмечает, что их компания не продает чеснок на экспорт дешево. «Если наша цена вас не устраивает, значит вы не наш клиент». Для того, чтобы продать чеснок по $2, из него создают продукт, сортируя, упаковывая или перерабатывая продукцию. Кроме того, компания несет ответственность за качество продукции, имеет международную сертификацию, может обеспечить регулярные отгрузки круглый год, работает с отсрочкой платежей на 60 дней.

Интерес к сырью, которое выращивается в Украине, вырос и, если бы были инфраструктурные объекты, которые позволяют из сырья делать продукт, экспорт был бы не только возможным, но и прибыльным. Но изменить ситуацию на плодоовощном рынке Украины можно, только изменив менталитет мелких производителей. Любители овощного «казино» не смогут включиться в стабильную цепочку поставок, и над этим стоит задуматься.

По материалам UHBDP

Читайте нас у Telegram

Популярні новини

Підпишись на Infoindustry