28.08.2019
С какими проблемами столкнулся украинский плодоовощной бизнес? Какие рынки являются наиболее перспективными для сбыта тепличной продукции и какие существуют пути улучшения ситуации для производителей? На эти и многие другие вопросы ответил директор Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Федор Рыбалко в ходе своего выступления на Первой Международной конференции «Тепличный бизнес Украины – 2019».«В 2015 году, после обострения политической ситуации, Украина потеряла российский рынок, который был основным рынком сбыта плодоовощной продукции. Более того, доходы производителей существенно снизились из-за девальвации национальной валюты, потери части территории и населения. Это стало существенным ударом по всему плодоовощному бизнесу и в частности по тепличному направлению, который в то время составлял значительную часть производства», – объясняет ситуацию Федор Рыбалко.
Сложившаяся ситуация привела к налаживанию реэкспортных схем через Республику Беларусь. Однако, сегодня они все меньше используются из-за дополнительных затрат на переоформление документов и риски невыплат. Поэтому, существует 2 варианта решения данной проблемы – или завершать свою деятельность в агробизнесе вообще, или диверсифицироваться, искать новые рынка сбыта и новые идеи продвижения.
«Какая может быть стратегия развития для тепличной продукции на ближайшие несколько лет? Во-первых, Украина должна увеличить свое присутствие на всех ближайших рынках, поскольку все страны-соседи, в зависимости от сезона сталкиваются с разного рода провалами и проблемами недостаточно широкого ассортимента в силу разных причин. Соответственно деятельность производителей должна быть направлена на доскональное изучение ситуаций на ближайших рынках и быстрое реагирование на эти ситуации», – сообщает эксперт.
Одним из наиболее перспективных экспортных рынков Федор Рыбалко назвал Румынию. Румыния ежегодно импортирует томаты более чем на 150 млн. долларов по достаточно высоким ценам. И даже несмотря на 500-600 км общей границы Украина не поставляет томаты в эту страну. Основной причиной является языковой барьер и отсутствие контактов румынских импортеров. Поэтому Украинская плодоовощная ассоциация в октябре текущего года организует торговую миссию в Румынию для налаживания контактов между производителями и импортерами плодоовощной продукции.
Также эксперт обратил внимание на рынок Ближнего Востока. «Представители Украинской плодоовощной ассоциации общаются с импортерами плодоовощной продукции из Дубаи, которые обслуживают сотни гостиниц в городе. И пока с их стороны есть высокий спрос на тепличную продукцию. Но следует понимать, что речь идет исключительно о премиум сегменте и продукции с высокими стандартами. Поставки томатов в Дубаи возможно осуществить только авиатранспортом и сейчас далеко не все производители готовы к такой тонкой работе. Что касается поставок продукции морским транспортом, то стоит отметить такую страну, как Саудовская Аравия. Время на перевозку продукции из одесского порта в порты Саудовской Аравии составляет в среднем 10-12 дней, что позволяет сохранить кондиции товара», – поясняет эксперт.
В завершении своего выступления Федор Рыбалко также добавил, что Украине вполне реально занять свое место на каждом из этих рынков, но для этого нужно желание меняться со стороны производителей и инвестирование в развитие.
В свою очередь директор по развитию УПОА Екатерина Зверева добавила, что украинским тепличникам для успешного освоения внешних рынков нужны инвестиции не только в производство и освоение современных технологий, но и в маркетинг.
«Если производитель умеет создавать ценность своему продукту, удачно продвигать его на внешних рынках, то он сможет продать его дороже. Учитывая, что тенденции производства продукции закрытого грунта в мире приобретают все большую популярность у производителей и потребителей по всему миру, украинским производителям следует учитывать этот тренд и активизировать работу в этом направлении», – отметила директор по развитию УПОА.
Інфоіндустрія
Читайте нас у TelegramПов’язані теми: