Дмитрий Николаев: «И в Украине можно найти рынки, которые будут позволять фермеру зарабатывать деньги»

Менеджер Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP) Дмитрий Николаев менее года находится на руководящем посту. Однако за это время запущено много новых инициатив, направленных  на поддержку украинских фермеров. Проект помогает аграриям определиться с новыми нишевыми продуктами, подталкивает к кооперации, информирует о новинках и инновациях в области аграрных технологий. Фермеры могут рассчитывать и на получение инвестиционного гранта.

Дмитрий, что для Вас стало самым сложным при работе с фермерами в рамках проекта UHBDP?

Сложностей в работе с фермерами нет, важно услышать человека, понять, чего он хочет, какие у него проблемы, и находить пути решения. Ведь неразрешимых проблем не существует, есть только вопрос времени и сил, затраченных на поиск правильного решения.

Расскажите о Ваших достижениях на должности руководителя проекта?

Самое важное для меня — это умение понимать бизнес наших клиентов, знать их проблемы и эффективно их решать, и наше главное достижение в том, что мы научились это делать.

Какие планы у проекта на 2017 год, что нового ждать фермеру от UHBDP в этом году?

Самое главное —  это более широкий спектр услуг, который будет предоставлять проект. На данный момент мы уже заявили о журнале «Агроиндустрия», о программе ваучеров, мы в ближайшее время планируем предоставить нашим клиентам такой сервис как метеостанции. Мы будем развиваться и совершенствоваться вместе с нашими клиентами. Надеюсь, что эти услуги помогут нашим клиентам увеличить прибыль и уменьшить затраты, что сейчас очень важно для украинского фермера.

Вы планируете расширяться на другие регионы страны?

Нет, расширяться мы не планируем. Четыре южных региона (Николаевская, Запорожская, Херсонская, Одесская  области)  – это то, что записано в нашем соглашении, поэтому мы работаем только в этих регионах

Расскажите, какое финансирование в 2017 году предусмотрено под стартапы?

У нас нет отдельной программы для стартапов. Есть  программа инвестиционных грантов, благодаря которой фермеры получают финансирование, но эти проекты я бы не называл стартапами,  — это помощь бизнесу в послеурожайной обработке продукции (создание мощностей по хранению, охлаждению, сортировке и упаковке),  помощь в переходе бизнеса с обычного выращивания на более высокую ступень развития, когда продукция имеет добавленную стоимость и может поступать на прилавки супермаркетов, а также  экспортироваться. Самое главное, это возможности по охлаждению, так как продукция должна сохранять свой первоначальный вид, а для этого необходимо инвестировать в новые проекты, площадки, где продукция может храниться.

Для юга Украины действительно очень остро стоит вопрос холодной логистики, какие здесь есть пути решения?

Холодная логистика – это опять-таки финансирование или же привлечение операторов, которые готовы будут строить логистические центры , которые готовы договариваться и работать с фермерами, потому что необходимо выстраивать доверительные и долгосрочные отношения с фермерами. Многие из них пока не готовы работать долгосрочно, не готовы работать с крупными игроками, но это необходимость и гарантия сбыта продукции. Поэтому это вопрос времени и бизнес-подходов к реализации этих проектов. Такие центры однозначно нужны, и тот, кто сможет реализовать подобный проект, если и не снимет сливки, то проложит путь всем остальным.

Какой объем финансирования предназначен для холодной логистики?

У нас есть определенный бюджет в рамках инвестиционных грантов, но в нем нет разбивки на категории, то есть у нас нет определенных сумм, предназначенных на охлаждение, упаковку или сортировку, а размер гранта зависит от проекта, анализа компании и её деятельности.

Какие фермеры могут рассчитывать на получение гранта?

Инвестиционный грант от проекта могут получить фермеры , у которых уже есть опыт выращивания и ведения бизнеса. Кроме того, компания должна иметь достаточные финансовые ресурсы для реализации проекта. Мы ожидаем, что такая компания будет помогать другим фермерам, пусть это будет даже неформальная кооперация, но это поможет им создать новую модель ведения своего бизнеса, минимизировать риски, и мы, в первую очередь, оцениваем компанию именно по предложенной бизнес-модели, а не с точки зрения самостоятельного развития.

У проекта есть приоритетные направления, возможно какие-то культуры или органическая продукция?

У нас нет конкретных приоритетов, наша задача помочь мелкому и среднему фермеру вне зависимости от направления его деятельности, будь то органический производитель  или нет. Мы не делим наших клиентов на мелкого и среднего, мы стремимся помочь каждому, но помощь будет также разная, так как эти люди имеют разные возможности и разный потенциал. Вопрос в том, как эти клиенты смогут увеличить эффективность своего бизнеса с помощью нашего проекта, и этот вопрос важен для нас. Это могут быть новые технологии, обучение, новые бизнес-подходы, наша задача, чтобы фермеры воспринимали свои участки по выращиванию продукции как бизнес-площадки для выхода на новые рынки.

Как Вы в целом оцениваете перспективы развития производства органической продукции в Украине?

Украина идет в ногу со всеми мировыми тенденциями. В Европе и в мире это направление очень популярно, в Германии вообще очень огромный рынок органической продукции, и я считаю, что Украина будет ориентироваться на мировые тенденции. Главный вопрос  заключается в том, по какой цене потребитель в Украине готов приобретать органические продукты, сколько он готов за это переплачивать.  Однозначно такие люди будут, но какой процент таких людей будет в нашей стране – сказать трудно.

Какие культуры, по вашему мнению, наиболее перспективны для выращивания на юге Украины?

Если говорить о выращивании продукции не для себя, а для бизнеса, то я считаю, что тут необходимо ориентироваться на те культуры, которые имеют более высокую стоимость, более низкие затраты и которые менее требовательны к наличию водных ресурсов, и внесению удобрений. Я не хочу называть конкретные культуры, так как каждый фермер самостоятельно решает, что ему лучше выращивать и что будет наиболее прибыльно. Есть весьма успешные фермеры, которые выращивают томаты и огурцы, вопрос лишь в качественном управлении своим хозяйством. Если ты рационально используешь свои ресурсы, используешь инновационные решения, которые позволяют снижать твои затраты, то ты будешь зарабатывать.

Вы упомянули метеостанции, расскажите более детально о новинке.

Эта услуга позволит нашим клиентам своевременно вносить необходимые удобрения и средства защиты растений, тем самым улучшив их эффективность, но перед тем как запустить этот сервис, мы должны оценить его необходимость для наших клиентов, мы должны оценить, насколько фермеры готовы к этой услуге.

Метеостанции – это дорогой проект?

Я бы так не сказал, по сравнению с теми потерями, которые несет бизнес – это не так уж и много, этот сервис позволит фермерам оптимизировать все полевые процессы и, тем самым сэкономить значительные средства.

На сегодняшний день в плодоовощеводстве очень остро стоит вопрос кооперации и формирования крупной партии, как проект помогает фермерам кооперироваться?

В первую очередь мы объясняем людям, что такое кооперация, так как далеко не все понимают в чем она заключается. У людей есть проблема доверия, которую очень трудно решить и тут многое зависит от самих людей, здесь мы не поможем.  Мы не можем сказать: «Давайте кооперируйтесь», им это говорит жизнь и необходимость, так как один производитель не в состоянии выходить на крупный рынок, даже если он собирает 200 килограмм ягод, томатов или огурцов – это недостаточно для того, чтобы попасть на полку  супермаркета, для этого необходимо находить людей с аналогичным сортом и возможностями, и объединяться.

Какая, по вашему мнению, сейчас самая острая проблема в плодоовощеводстве?

Хочется сказать финансирование, но это не совсем так, я думаю, что в первую очередь это понятные правила игры, понятная государственная политика и понятное налогообложение. Мы всегда призываем товаропроизводителей работать в открытую, так как именно легальный бизнес получает необходимое финансирование. Когда Вы обращаетесь за кредитом в любое финансовое учреждение, Вы должны полностью открыться, показать уставные документы, документы на землю, полную финансовую отчетность. И это очень сильно зависит от самих фермеров. Среди них много активных людей, которые хотят развиваться и готовы инвестировать в бизнес, но заставить их это делать – это не цель проекта, мы даем ресурсы, знания, технологии и опыт, но очень много зависит от самих производителей.

Многие сегодня считают экспорт едва ли не панацеей для украинского производства, что можете сказать о плодоовощеводстве и как поддерживает проект возможности выхода на зарубежные рынки?

Я бы не сказал, что экспорт – это панацея, потому что для того чтобы экспортировать продукцию нужно инвестировать, необходимо соответствовать качеству, объемам и сертификационным требованиям, более того, вы должны поставлять продукцию на протяжении длительного периода времени, поэтому необходимо понимать, на что сориентирован бизнес нашего фермера. Если фермер хочет экспортировать и понимает все, что для этого нужно сделать, тогда да, он сможет этого добиться, на это потребуется много усилий и средств, но в итоге он добьётся поставленной цели. Я думаю, что и в Украине можно найти рынки, которые будут позволять фермеру зарабатывать деньги. Вспомним хотя бы нишевые культуры, которые все более становятся востребованы. Я считаю, что для мелкого производителя выходом является именно выращивание нишевых культур.

Многие жалуются, что в овощеводстве не хватает аналитики и государственной статистики, есть ли в проекте начатки аналитической работы?

Есть проблема с информацией, мы можем её получить только от наших клиентов, и то, не все готовы ею делиться. Поэтому те цифры, которые мы видим в отчетах, необходимо анализировать и проверять. Намного проще анализировать цифры экспорта и импорта продукции, так как это официальные данные, которые проходят через таможенные органы не одной страны. Конечно, мы анализируем информацию, которая есть в проекте, мы стараемся понять, что происходит на рынке, что выращивают наши клиенты, куда они продают. Но эта работа требует много времени и сил.

Беседовала Оксана Король

Интервью опубликовано в апрельском выпуске журнала «Агроиндустрия»