Дешевые удобрения и импортные фрукты: что может изменить дерегуляция агробизнеса

В начале ноября Верховная рада должна рассмотреть законопроект по дерегуляции в агропромышленном комплексе.

Он важен в том числе и из-за того, что с 1 января 2016 года вступают в силу положения Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривающих создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Упрощение условий ведения бизнеса является залогом получения максимальной выгоды от экономической ассоциации с ЕС. Ведь это увеличивает конкурентоспособность украинских производителей и привлекает инвесторов. В Украине в настоящее время существует около 650 различных разрешений, из них 110 – в агросекторе. Законопроект N2558Aпредусматривает отмену или ограничение 22 из них, во многих случаях в соответствии с нормами Евросоюза.

Особый эффект может принести упрощения регистрации удобрений, прежде всего это касается популярной в наших аграриев аммиачной селитры.

“У нас она зарегистрирована на десяток украинских и российских производителей. Никто другой поставлять селитру на внутренний рынок не может, – рассказывает один из соавторов законопроекта, председатель правления Центра эффективного законодательства Марьян Заблоцкий. – При этом 80% себестоимости этого удобрения составляет газ – понятно, русский.

Из-за монополизма внутри Украины аммиачную селитру продают где-то на 55% дороже, чем за границу “.

По словам эксперта, аммиачную селитру включено в число 16 удобрений, регистрация которых будет отменено. Вместо этого за основу было взято законодательство ЕС.

Соответственно, это открывает рынок для импортеров, ведь сейчас обязательная регистрация является непреодолимым барьером для этого, потому что она продолжается в среднем 500 дней и требует сотен тысяч гривен.

Ожидаемая экономия для украинских аграриев в случае отмены только этого разрешения составляет $ 220-260 млн в год. Причем сейчас основная часть этой суммы фактически идет российскому “Газпрому”, из сырья которого производят удобрения.

Другим примером является отмена карантинного разрешения на импорт.

“Украина завозит около 15% продуктов питания от всего объема их потребления. Импортируем то, что не растет или не производится у нас: какао-бобы, апельсины, мандарины, бананы и т. В результате отмены карантинного разрешения такой импорт должен подешеветь из-за уменьшения расходов импортеров “, – говорит Марьян Заблоцкий.

Спецификой этого документа является то, что выдают его на конкретный пункт пограничного пропуска.

Чтобы избежать простоев, импортеры должны время покупать по пять таких документов.Излишне говорить, что подобные ситуации является потенциальным источником коррупции.Сейчас это разрешение обосновывают необходимостью предварительной запрета для ввоза в Украину продукции из зараженных карантинным зон других стран.

Однако для этого достаточно обмена информацией между Держспоживслужбою и таможней, как это уже в сфере животноводческой продукции. К тому же пищевой импорт в Украину сопровождается фитосанитарным сертификатом страны-экспортера, гарантирует безопасность продукции и который Украина должна признавать как член ВТО.

Облегчить жизнь производителям имеют и другие нормы закона. Будет упорядочен вопрос пользования водой для полива полей и поения скота, не нужно будет разрешений на внутреннее перемещение фуражного зерна и животных.

Обязательный сейчас международный ветеринарный сертификат для экспорта выдавать только по просьбе экспортера или если этого требует страна, куда он продает продукцию.Будет снято просто комические положения в сфере племенных ресурсов, когда племенной статус присваивают предприятию по выращиванию скота, а не наиболее породистым коровам или лошадям.

Впрочем, последнее – далеко не самый нонсенс в сегодняшней разрешительной системе агросфери.

Оказывается, вылов рыбы в Азово-Черноморском бассейне Украины до сих пор должен согласовывать с … Россией.

“… Охрана, воспроизводство, регулирования вылова осетровых видов рыб, других водных биоресурсов осуществляются на основе межгосударственных соглашений между Украиной и Российской Федерацией”, – записано в принятом 2011 Закона о рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов. Итак, Госрыбагентство не может выдать украинским предприятиям разрешение на вылов рыбы в его согласования общей с русскими комиссией.

Это экзотическое формулировка предлагается заменить стандартное для законодательства положения, осуществление деятельности ведется “… с учетом положений международных договоров Украины”.

Законопроект по дерегуляции агробизнеса был подготовлен при содействии проекта ЕС “Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине”.

“В Евросоюзе требования о лицензиях и сертификации нацелены на предотвращение нанесения вреда здоровью людей, животных и растений, а следовательно защита экономических интересов страны, – говорит руководитель проекта Тони ВИЧ. – Разрешительная система не имеет целью вмешательства или контроль над деятельностью бизнеса. Соглашение об ассоциации содержит обязательства со стороны Украины по созданию бизнес-среды, совместимого с тем, что есть в ЕС. Этот законопроект позволяет, среди прочего, достигать и этих целей “.

Интересны некоторые моменты подготовки законопроекта.

Во-первых, весь процесс – работа аналитиков, юристов и адвокационные услуги – стоил очень небольших денег.

Это доказывает, что для качественной гармонизации украинского законодательства с европейским не нужны миллионы.

Во-вторых, произошло действительно широкое обсуждение, свой вклад могли сделать все заинтересованные лица. На сайте Министерства аграрной политики и продовольствия вывесили списки действующих на сегодня 110 разрешений, и ненужные или вредные выбирали в том числе с помощью полученной от бизнеса информации.

В-третьих, законопроект поддержан всеми тремя причастными институтами: МинАПК, Держрибагенциею и Держспоживслужбою. Обычно наши госструктуры неохотно отдают рычаги влияния на бизнес, но на этот раз все произошло цивилизованно.

Инфоиндустрия по материалам euukrainecoop.net

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry