03.04.2019
Нишевые продукты – это всегда новые возможности для бизнеса. Так, выращивание и потребление голубики стало глобальным трендом последних лет. Какая ягода войдет в моду следующей? Одной из ягодных ниш можно назвать производство жимолости. Однако эксперты резко расходятся во мнениях касательно перспектив ягоды, не возражая, что при правильном маркетинге успех возможен. Главное рыночное преимущество жимолости – это новый вкус. Об этом сообщает ИА “Инфоиндустрия”.
Перспективы жимолости профильные эксперты обсудили в ходе организованного Ягодной Ассоциацией Украины Международного форума «S-Fruit Transformation», генеральным спонсором которого выступил Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP).
Известный польский ягодовод, Тадеуш Кусибаб, руководитель питомника PLANTIN отметил, что комбинации вкусов могут стать преимуществом маркетинговой политики жимолости.
«Жимолость – это пища премиум класса. Она хорошо может идти в комбинации с малиной и другими ягодами. Комбинация вкуса, это новшество, и может стать прекрасной частью маркетинговой политики», – уверен польский эксперт.
По его словам, ягода имеет широкий спектр применения. Жимолость можно употреблять в свежем, замороженном, засушенном виде. Еще варианты применения – это соки, джемы, мафины. Небольшие кексы с жимолостью для детей уже получили популярность. В Шотландии и Канаде жимолость используют в производстве алкоголя. Возможно создавать пищевые добавки из жимолости для аптек. В соках жимолость используют для придания цвета, это натуральный краситель.
Еще один интересный аспект позиционирования жимолости на рынке – экологичность.
«Жимолость выживает при температурах до минус 40°C. Ягода не болеет серьёзными болезнями, возможно ее выращивание с минимальным количеством пестицидов. Можно позиционировать жимолость как экологическую ягоду», – утверждает Тадеуш Кусибаб.
Ирина Кухтина, Президент ягодной Ассоциации Украины высоко оценила вкусовые возможности жимолости, но сделала акцент на необходимости маркетинга для популяризации этого нишевого продукта: «Верю, что у жимолости большое будущее, но ей нужен хороший маркетинг. Ягоды Годжи очень полезные, их свойства были разрекламированы, но они так и не стали трендом, а вот голубика стала. Лично я ела сушеную жимолость, это вкусно, и лучшее, что я пробовала из наливок – это из жимолости». Однако на сегодняшний день производство жимолости в Украине г-жа Кухтина оценила как высокорисковое. По ее мнению, более трендовой ягодой может стать облепиха.
Татьяна Гетьман, руководитель аналитического департамента рынка «Шувар» привела пример реального кейса по реализации жимолости: «На рынок «Шувар» производитель привез всего около 100 кг жимолости. Но ягода была упакована в очень маленькие блистеры, не более 200 граммов, и цена была невысокой, около 30 грн. Жимолость в таких упаковках разлетелась «как горячие пирожки». Это можно объяснить тем, что потребители хотят новые вкусы, и ключевую роль сыграл маркетинг, удачная упаковка. В частности, пенсионеры покупали внукам жимолость в качестве необычного подарка».
Однако, по мнению Татьяны Гетьман, жимолость тяжело продавать, когда в наличии много других ягод. Хотя жимолость созревает очень рано, на этот момент на рынке уже есть клубника и другие импортные ягоды.
Еще одним плюсом в пользу перспектив жимолости на европейском рынке стало распоряжением Европейской Комиссии в декабре 2018 года, согласно которого жимолость внесена в официальный перечень продуктов питания в ЕС.
Говоря об агрономии, по словам Тадеуша Кусибаба, для хорошего урожая жимолости большую роль играет опыление. Жимолость способна демонстрировать урожайность до 90 кг с куста, но это самые лучшие показатели, если есть перекрёстное опыление. Реально собрать от 6 до 15 тонн с гектара.
«Я уверен, что жимолость получит новые перспективы развития в ближайшее время. Но нужно приложить много усилий. Это нишевый подход и нишевая ягода. Люди ищут здоровую пищу. Культура относительно неприхотлива, и можно получать высокие урожаи. У неё будет хорошая цена. Существует около 180 сортов жимолости и только 20 съедобных. Отдельные сорта жимолости можно хранить до 4-х недель. Это рынок живых свежих продуктов и это очень важно», – утверждает Тадеуш Кусибаб.
«Все вокруг ягод может быть валоризировано при донесении для потребителя, и это тоже можно продавать”, – уверена Ирина Кухтина, Президент ягодной Ассоциации Украины. По её словам, ЗОЖ стал основным стимулом развития современной ягодной индустрии.
Оксана Король, ИА “Инфоиндустрия”
Читайте нас у Telegram