Поставщикам удобрений из РФ не удается обойтись без экспортных портов за пределами страны

В перспективе ближайших нескольких лет российские производители удобрений не смогут отгрузить запланированные объемы продукции на экспорт без использования терминалов в Прибалтике и Финляндии. 

 

Россия в прошлом году произвела почти 52 миллиона тонн минеральных удобрений, что является рекордным показателем, увеличение к 2018 году – почти 5%. В перспективе выпуск удобрений будет расти, и при существующем дефиците перевалочных мощностей производители будут продолжать использовать порты Эстонии, Латвии и Финляндии, прогнозирует известный эксперт в отрасли минеральных удобрений Антон Антонов.

 

Доля российских удобрений, отгружаемых на экспорт, достигает 70%, в основном – через порты Балтийского и Черного морей – из них в 2019 году 10,34% отгрузок производилось через терминалы на Черном море, 89,66% — на Балтике (порты Рига, Мууга, Силламяэ, Котка, Санкт-Петербург, Усть-Луга), с недавнего времени удобрения стали переваливать и в порту Мурманск.

 

Объем экспорта удобрений растет, и для перевалки дополнительных объемов этого вида груза задействуются преимущественно порты Балтийского моря и Мурманск, отметил эксперт. Поставки удобрений по железной дороге в направлении портов Северо-Запада увеличились в 2019 году на 1 миллион тонн – до 22 миллионов тонн.

 

По портам распределение следующее: 64% российских минеральных удобрений (хлористый калий, карбамид, моноаммонийфосфат, диаммонийфосфат, аммиачная селитра и другие) экспортируется через российские порты, 19% — через порты Эстонии, 10% — финскую Котку, 7% — через порты Латвии и 0,2% — через литовскую Клайпеду.

 

В свою очередь, по российским портам доли такие: Санкт-Петербург – 9,8 миллиона тонн, Усть-Луга – 2,8 миллиона тонн, Мурманск – 1,16 миллиона тонн, Выборг – 0,13 миллиона тонн.

Ведущие российские производители удобрений – «Уралхим», «Еврохим», «Акрон», «Фосагро» – управляют терминалами для перевалки в портах стран Прибалтики и Финляндии, и они продолжат экспортировать свою продукцию через них в ближайшие годы, уверен Антонов. В России пока нет достаточного количества мощностей, чтобы весь объем экспорта направить только через отечественные порты.

 

Совокупный объем поставок российских удобрений через порты Балтии и Финляндии продолжает расти. При этом прирост поставок в российские порты выше, чем в порты сопредельных государств. Суммарный прирост в портах Эстонии, Латвии и Финляндии в 2019 году составил 170 тысяч тонн сухих минеральных удобрений, а в российских портах – почти 600 тысяч тонн.

 

В перспективе нескольких лет в РФ могут быть реализован ряд проектов по строительству терминалов для перегрузки удобрений, крупнейший из них – комплекс компании «Ультрамар» в порту Усть-Луга. Еще один проект по строительству морского специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений и апатитового концентрата в морском порту Мурманск реализуют компании «Фосагро» и «Инфотек Балтика». Однако до завершения строительства терминалов дефицит портовых мощностей будет оставаться достаточно весомым, и без перевалочных мощностей в Прибалтике и Финляндии российским производителям не обойтись, считает он. По его мнению, даже при ухудшении политической ситуации и отказе от использования прибалтийских портов для производителей удобрений сделают исключения.

 

Инфоиндустрия по материалам lv.sputniknews.ru