Органические продукты: не себе, но людям

“Живи органично!” — этот лозунг распространителей органических товаров потребления, и в первую очередь продуктов питания, сегодня звучит как плохая шутка: обескровленной военным конфликтом, ростом цен, снижением уровня доходов и замерзающей Украине не до роскоши…

“Народный рейтинг” ежедневно констатирует катастрофические скачки цен на гречку, подсолнечное масло и другие товары, которые никак не относятся к “органически” произведенным, а потребитель в панике перебегает из престижных дорогих магазинов в социальные.

На этом фоне удивляет активность компаний, популяризирующих органическую продукцию. Оказывается, интерес к ней подогревается вовсе не терпящими бедствие украинцами, а европейцами: Украина располагает богатейшими черноземами и уникальными климатическими условиями для производства экологически чистой продукции.

Черепашьими темпами

Европейцы, жаждущие покупать модные органические продукты, но территории которых для этих целей весьма ограничены, бьют тревогу: сегодня в Украине только треть сельскохозяйственных угодий пригодна для производства таких видов продукции. По европейским стандартам поля, где выращивается сырье, должны находиться на экологически чистых территориях, на расстоянии не менее километра от дорог и железнодорожных путей и далеко от обработанных химикатами угодий.

За последние пять лет земли под органическое производство в пострадавшей от Чернобыля и переживающей экономические трудности Украине расширились всего с 250 до 270 тыс. га, что явно не оправдывает ожиданий европейских потребителей.

То, что мы формально уже приобщились к Евросоюзу, не спасает от жестких требований ЕС: согласно условиям плана имплементации Соглашения об Ассоциации до 31 мая 2015 г. Украина должна привести свое законодательство в сфере производства органической продукции к стандартам Евросоюза.

В течение ряда лет Верховная Рада игнорировала несколько редакций закона о производстве и обращении органической продукции.

Наконец, 3 октября 2013 г. президент подписал Закон “О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья”, а 9 января 2014 г. этот закон вступил в силу.

Казалось бы, можно только порадоваться за сторонников здорового образа жизни. Однако за прошедший год новый закон показал свои недостатки: с точки зрения специалистов ЕС, его необходимо существенно доработать и утвердить ряд подзаконных нормативно-правовых актов к его исполнению.

По мнению аграриев, новый Закон не предусматривает сертификации всего процесса органического производства, как это происходит в ЕС, а сертифицирует только конечный продукт. Нет в Украине и органической базы семян, как в европейских странах.

Конфуз еще и в том, что в ходе процесса оптимизации органов исполнительной власти правительство предусмотрело ликвидацию Государственной инспекции сельского хозяйства, а ее функции в сфере государственного надзора в агропромышленном комплексе в области производства и обращения органической продукции никому так и не были переданы.

Иными словами, Закон есть, а следить за его выполнением некому…

Десять евроцентов  на душу населения

Европейцы пытаются стимулировать украинских законодателей и производителей: Украина имеет значительный потенциал по развитию органической продукции питания и может войти в десятку мировых лидеров в этой отрасли.

На сегодня наша страна является одним из основных поставщиков органической сельскохозяйственной продукции на европейский рынок и через три-четыре года вполне может войти даже в пятерку крупнейших мировых поставщиков экопродуктов.

Интересно ли это среднестатистическому украинцу?

Вряд ли, поскольку существенного изменения в его рационе питания не произойдет: по статистике всего 10—15% украинцев в состоянии приобретать продукцию органического происхождения отечественного или импортного производства. Это люди среднего и выше достатка, беременные, семьи с детьми или люди с проблемами здоровья – иными словами те, кто может сорить деньгами или кого обстоятельства вынуждают покупать дорогостоящую продукцию.

Уровень потребления органических продуктов в Украине на душу населения составляет всего …0,10 евро в год. В то же время, по данным Федерации органического движения, в Нидерландах это 35,80 евро, Швеции — 75,40, Дании — 138,60, Германии — 70,70 евро…

Внутренний потребительский рынок органических продуктов в Украине не превышает 12,2 млн евро, тогда как во Франции, например, он составляет 4,17 млрд евро, а в Германии – 7,04 млрд евро.

Среди мировых лидеров органического движения Украина занимает всего 21 место, заняв в тоже время почетное первое место по площади сертифицированной органической пашни (зернобобовые и масличные культуры) в восточноевропейском регионе, хотя эта площадь составляет всего 0,7 общего объема сельскохозяйственных угодий страны. Представляете, каким лидером может стать наша держава?

Почему при таком потенциале наша органическая продукция недоступна для собственных граждан?

“Цена на сертифицированный органический продукт в Украине может отличаться от цены аналогичного, произведенного традиционным способом,  на 20, 50, 100 и больше процентов, – рассказывает менеджер магазина органических продуктов Татьяна Янковская. — В европейских странах эта разница в цене гораздо меньше – 10—30%. Внутренний спрос на органическую продукцию в Украине невысокий, у нас мало точек продажи такой продукции, в крупных сетевых маркетах нет специальных отделов по продаже органики, подобных местам продуктов для диабетиков.

Поэтому рекламные и транспортные расходы на единицу продукции могут уменьшиться только в случае повышения внутреннего спроса. В странах ЕС органику покупают до 40% населения. Например, очень популярны и пользуются спросом экологически чистые продукты в Швейцарии, которая является мировым лидером по потреблению органики на душу населения, где каждый житель тратит на органические продукты в среднем 117 долл. в год. Не случайно именно швейцарские и немецкие агентства по развитию играют активную роль в расширении органического рынка Украины”.

Несколько иная картина на рынке органики в США, которые являются наибольшим потребителем органической продукции – в минувшем году там было продано органических продуктов на сумму 31,4 млрд долл.

Согласно исследованиям университета Калифорния-Дейвис, люди, постоянно покупающие здоровую пищу в США, тратят на продукты в среднем на 20% больше. Однако, по мнению американских аналитиков, стоимость органических продуктов в США в среднем на 50% превышает стоимость обычных продуктов. Это не смущает американских потребителей – мода на фаст-фуды уже проходит, слишком много американцев поплатились за нее ожирением, сосудистыми заболеваниями и диабетом. Национальная кухня с мясом и картофелем тоже уступает место дорогостоящей, но полезной экопродукции.

Многие жители США забыли о супермаркетах, став завсегдатаями небольших фермерских рынков, количество которых за последние 10 лет удвоилось.

Украинцы тоже переходят на питание с “районных рынков”, хотя более дешевая и “чистая” продукция наших сельских производителей вызывает большие сомнения.

Покупать сертифицированные органические продукты в специализированных магазинах, как это делают европейцы и американцы, украинские потребители не могут, уровень доходов не тот: рядовой пенсионер, например, в Греции получает 1000 евро, а наш – чуть больше 1000 грн…

Почему же все-таки органика такая дорогая?

Аналитики рынка считают, что основная причина – протекционистская политика правительств, с помощью аграрных субсидий направленная на поддержку производителей индустриального сельхозпродукта. Составляющая агрохимии в этих субсидиях – более 50%.

В Украине на минеральные удобрения выделяется до 20 млрд грн в год, более половины уходит на опасные для здоровья пестициды.

Таким образом, налогоплательщики оплачивают из своих кошельков не органические продукты, а ядовитую пищу.

Поле “чудес”  в стране дикого эко-рынка

Впервые услышали о производстве органических продуктов в Украине в 1898 г., когда украинский ученый и земледелец Иван Овсинский в своей книге “Новая система земледелия” первым в мире высказал мнение, что минеральные удобрения наносят почве вред.

На основании его методов в 1977 г. в Полтавской области было основано первое в Украине органическое хозяйство площадью в   7 тыс. га.

Европейцы пришли к этому позже: скажем, в Швейцарии, которая славится своей любовью к органике, фермеры только 25 лет назад объединились в “Союз производителей органической продукции Швейцарии” (Bioswiss).

Зато, в отличие от Украины, на столе швейцарцев всегда экологически чистые продукты, поскольку внутренний рынок органики очень развит. Работает множество специализированных магазинов органической продукции и локальных городских рынков, на которых фермеры продают экологически чистую продукцию. Кстати говоря, многие из них имеют собственные мини-производства по переработке сельхозпродукции.

Контроль над производством органики в ЕС очень жесткий. Его осуществляет Международная федерация развития органического сельского хозяйства (International Federation of Organic Agriculture Movements — IFOAM), которая разработала базовые стандарты. В соответствии с ними для стран, входящих в ЕС или желающих выйти на европейский рынок, принято постановление Совета (ЕЭС) №2092/91 для экологически чистого производства сельскохозяйственных продуктов.

Кстати говоря, многие страны – члены ЕС имеют свои собственные стандарты. А самым “слабым звеном” в этой цепочке являются стандарты, разработанные и принятые частными организациями. Чтобы попасть на Европейский рынок, их необходимо привести в соответствие с базовыми стандартами IFOAM.

В Украине до недавнего времени не было монополии государства на выдачу документов и маркировки международного образца. Эту деятельность осуществляли несколько компаний и получение вожделенного специального знака органического продукта EuroLeaf (“листика”, абрис которого составляют евро-звездочки, на зеленом фоне) стоило украинским производителям тысячи евро.

Сегодня интеграционные процессы в Украине ускорились. Становится ясно, что играть с потребителями в игры, выпуская и продавая фиктивную продукцию с приставками “Био” и “Эко”, скоро станет невозможным — новый Закон “О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья” это строго воспрещает, а Европейские стандарты отрезают все пути к производству псевдоорганической продукции.

Предприниматели на перепутье: куда повернуть — в сторону производства и оборота дешевой “социальной” (читай: вредной) продукции для внутреннего потребительского рынка или в сторону перспективного производства сертифицированной экопродукции для экспорта в страны ЕС?

Просчитать все плюсы и минусы этих двух направлений не так-то легко…

Местные экологи при мощной поддержке европейских программ пытаются убедить украинскую общественность в необходимости “органического” будущего: этим летом в Конгресс-центре НСК “Олимпийский” в Киеве состоялась конференция и выставка “YES!Organic-2014”, участниками которой стали производители, трейдеры, ритейлеры, консалтинговые компании и специалисты профильных государственных ведомств Украины, Германии, Польши, Чехии, Италии, Испании, Македонии, Турции, Греции, Казахстана, Молдовы.

Третий год подряд Всеукраинская экологическая общественная организация “Мама-86” при поддержке Шведского общества охраны природы в содружестве с другими партнерскими организациями проводит осенние “Недели экологического потребителя” (ТЕС), которые являются частью всемирной компании “Green Action Week”, одновременно проходящие в 25 странах мира.

В этом году в рамках этой акции состоялся круглый стол “Законодательное регулирование в сфере органической пищевой продукции: как сделать его эффективным?”

За последнее десятилетие производство экологически чистой продукции превратилось в мощную коммерческую отрасль с многомиллиардными оборотами. Объем мирового рынка экологически чистой продукции 2004 г. составлял 27,8 млрд долл. По данным экспертов международной компании Research and Markets, занимающейся исследованием рынков, с 2007 г. рынок органики прирастает на 9,5% в год. В минувшем году доход от мировых  продаж органических продуктов достиг 67,2 млрд долл.

Аналитики прогнозируют, что к концу 2016 г. обороты в сфере органики могут перешагнуть отметку 100 млрд. у.е.

В Украине все выглядит намного скромнее: робко развивающийся с начала 2000-х годов внутренний потребительский рынок органических продуктов составлял, по данным Федерации органического движения Украины, в 2007 г. 500 тыс. евро, увеличившись к 2013 г. до 12,2 млн евро.

Количество хозяйств, которые производят органику в Украине, выросло за последние годы с 92 до 155, в основном за счет мелких предпринимателей, причем 10 лет назад речь шла только о производстве зерна, а сейчас — о производстве муки, крупы, хлеба и других продуктов.

Около 50% выращенной в Украине органики экспортируется.

Приобрести продукцию органического происхождения можно в 800 торговых точках 35 городов Украины (данные организации “Академия Ритейла”).

Центр инновационного бизнеса IBCentre прогнозирует, что к 2016 г. на полках украинских супермаркетов органические товары будут занимать не менее 15% от всей продукции. Этот показатель сегодня просто ничтожен – около 2%.

Среднестатистический украинец тоже не прочь пользоваться экологической косметикой, ходить в одежде из натуральных тканей и, самое главное, – наслаждаться органической пищей.

Все понимают, что расплачиваться за дешевые “социальные” продукты питания придется в итоге собственным здоровьем.

Но, похоже, в ближайшем будущем Украине светит оставаться сокровищницей уникальных черноземов и производителем экологически чистых продуктов для тех, у кого нет своих плодородных земель.

Инфоиндустрия по материалам domik.ua

Читайте нас у Telegram

Популярні новини

Підпишись на Infoindustry