Грузооборот российских портов Балтики растет на удобрениях и зерне

Грузооборот российских портов Балтийского моря растет на минеральных удобрениях и зерне. С января по апрель 2016 года порты Балтики увеличили перевалку грузов на 2%, преодолев отметку 77 млн т. И если раньше грузооборот рос за счет экспорта нефти и угля, то с начала этого года набирает обороты перевалка на экспорт минеральных удобрений и зерна — эти товары демонстрируют самый высокий прирост к предыдущему году: 9% и 24% соответственно.
Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев на минувшей неделе даже заявил, что зерно станет основным источником экспортных доходов России. Правда, он не уточнил, когда это случится. В целом перевалка основных экспортных товаров России (нефти, нефтепродуктов, угля, леса) в портах Балтики сокращается (на 2% в начале 2016 года). Но все же их доля в общем грузообороте занимает доминирующее положение — 74%, что в десятки раз больше доли зерна.

Между металлом и удобрениями

Впрочем, никто не сомневается, что экспорт зерна будет нарастать. Благодаря большим субсидиям государства в сельское хозяйство фермеры собирают рекордные урожаи пшеницы, а слабый рубль способствует сельскохозяйственному экспорту. За 2015 год Россия вывезла за границу зерновых на $20 млрд, обогнав США и Канаду. А в этом году может нарастить объемы на 20% — это почти вдвое больше, чем экспортируют производители минеральных удобрений. А еще через год фермеры могут опередить по объемам экспортной выручки металлургов и тогда займут третье место в списке крупнейших экспортеров страны после угольщиков и нефтяников.

Правда, вывозится зерно в основном через черноморские порты. Хотя в последнее время им все сложнее справляться с растущим потоком, и некоторые партии, даже предназначенные для средиземноморских стран, чаще покидают Россию по Балтике.

На Северо–Западе, в Новгородской и Вологодской областях, расположены основные производственные мощности крупных российских производителей минеральных удобрений “Акрон” и “ФосАгро”. Они экспортируют около 80% своей продукции в Азию, Африку, ЕС. Помимо удобрений позитивную динамику, но значительно более скромными темпами демонстрируют черные и цветные металлы.

Ситуация с импортом стабилизировалась, он перестал падать, отмечают в одной из стивидорных компаний GlobalPorts. Контейнерный оборот даже вырос на 3%, что укладывается в рамки статистической погрешности, и можно сказать, что он держится на прошлогоднем уровне.
SlideImage1
С этим соглашаются и остальные стивидоры, отмечая, что развитие импорта зависит от множества политических и экономических факторов, поэтому спрогнозировать его динамику невозможно. “В целом сложно оценить ситуацию, могу сказать по нашей компании: импорт фруктов и овощей стремительно растет, примерно на 40% выше уровня 2015 года”, — говорит Ирина Капитанова, заместитель генерального директора группы компаний “Балтика Транс”. По ее мнению, динамика импорта потребительских товаров наиболее чувствительна к изменениям курса национальной валюты. “В начале года грузополучатели заморозили контракты из–за резкого падения курса рубля. А сейчас мы видим рост импорта и надеемся, что он продолжится”, — добавляет эксперт.

Доля экспорта в общем грузообороте балтийских портов (без учета нефти и нефтепродуктов), по оценкам стивидоров, в среднем уже составляет 60%. А если не учитывать контейнерные грузы, то доля экспорта достигает 90%.

Инфоиндустрия

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry