Как владельцев земельных паев подвели под штрафы

Земельное законодательство Украины предстало во всем своём несовершенстве пред владельцами земельных паев. С 1 января 2015 года многие из владельцев земель попадают под действие законодательных норм, грозящих штрафами от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

Согласно статье 22 Земельного кодекса Украины землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся:

а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи);

б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т.п.).

Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование:

а) гражданам – для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;

б) сельскохозяйственным предприятиям – для ведения товарного сельскохозяйственного производства;

в) сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам – для исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;

г) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан – для ведения подсобного сельского хозяйства;

г) оптовым рынкам сельскохозяйственной продукции – для размещения собственной инфраструктуры.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства используются в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий и предусматривают мероприятия по охране земель.

На период до 1 января 2015 года требование части четвертой статьи 22 Земельного кодекса Украины распространяются только на тех владельцев и пользователей, которые используют земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства общей площадью более 100 гектаров. С 1 января 2015 года данное положение изменилось, и теперь разработка документации не зависит от размера земли в пользовании/владении.

Исходя из положений Земельного кодекса Украины проект землеустройства обязателен для ведения товарного сельскохозяйственного производства, то есть для сельхозпредприятий.

Касательно остальных пользователей и владельцев земельного пая, для них такого обязательства не предусмотрено.

Что касается ответственности за неразработку проекта землеустройства, то согласно ст. 55 Кодекса Украины о административных правонарушениях :

• отклонение от утвержденных в установленном порядке проектов землеустройства – влечет наложение штрафа на граждан от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от пятнадцати до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

• использование земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства без утвержденных в случаях, определенных законом, проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, – влечет наложение штрафа на граждан от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Согласно данным Минагрополитики и Госземагентство по состоянию на 2014 год на территории Украины насчитывается 18481 предприятие, которые используют угодья площадью более 100 га. Из них около 2% землепользователи уже имеют соответствующие проекты землеустройства.

Низкие темпы разработки таких проектов обусловлены двумя основными факторами:

– стоимость разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий в среднем по Украине составляет от 20 до 100 гривен за 1 га.

– отсутствие устойчивого землепользования.

Как в дальнейшем будет развиваться ситуация пока не известно, но Парламенте уже зарегистрированы несколько законопроектов, призывающие отменить данное нововведение.

Елена Солодкая, юрист-практик

Солодкая фото

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry