Кому выгодна резистентность?

На 100 % резистентность назвать маркетинговым ходом нельзя.

Разберемся сначала в терминах. Есть три понятия — устойчивость, резистентность и толерантность. Причем устойчивость бывает врожденная и благоприобретенная. Когда мы говорим, что «у сорняков развилась устойчивость к такому-то препарату», мы понимаем: генетический аппарат этого сорняка никак не изменился. Но растение, к примеру, стало позже прорастать или стало ниже ростом. И это помогает сорняку противостоять воздействию гербицида. Толерантность — это устойчивость растения к гербициду до определенной его концентрации, что выглядит примерно так: доза 0,2 л/га никак не влияет на растение, доза 0,4 л/га дает эффективность 75%, а доза 0,8 л/га — 99%. И наконец, резистентность, которая понимается как некоторые изменения, мутации, которые происходят в растении под воздействием определенного фактора. И для того, чтобы выяснить, действительно ли мы имеем дело с резистентностью, надо провести генетический анализ растения. И посмотреть, как изменился генотип или ферментная система растения.

На практике, в реальной работе на поле бороться с устойчивостью сложно. Возможно, и не надо вовсе с нею бороться. Лучше ее использовать, приспособить в общей системе защиты растения. Что касается толерантности, то тут вопрос решаемый. Достаточно использовать более высокие дозы препарата или специальные добавки. Резистентность, которая точно установлена и доказана, пока явление нечастое. Вокруг этого больше разговоров. Это — надуманная проблема, особенно в отношении сорной растительности. Ну, появилось на поле несколько экземпляров генетически устойчивых сорняков. Ведь они же с поля никуда не перемещаются. Если это выявлено, достаточно применить гербицид с другим механизмом действия, и вопрос будет решен. Аналогично разрешается ситуация резистентности по отношению к инсектицидам. Правда, решение будет чуть сложнее, поскольку вредители мигрируют.

Почему «вдруг» возникла проблема резистентности? Думаю, потому что многие извлекают из этой проблемы свою выгоду. Наука получает финансирование на свои исследования в этой области, компании-производители — доходы от продажи новых СЗР, сельхозпроизводители — лучшую защиту своих урожаем. Так что, по большому счету, решение проблемы резистентности выгодно всем. Даже если размер проблемы сильно преувеличен.

Владимир Андреев, агроном

Инфоиндустрия по материалам www.agroxxi.ru

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry