Овощи и фрукты Украины-2016

Плодоовощной сектор Украины сегодня находится в сложном положении. Цены борщевого набора уступают прошлогодним, российский рынок закрыт.

С 29 ноября по 1 декабря Киев собрал ведущих украинских и зарубежных участников плодоовощного бизнеса в рамках тринадцатой международной конференции «Овощи и фрукты Украины-2016. Прибыльные решения». Мероприятие по уже устоявшейся традиции, прошло в трехдневном формате в рамках единственной в Украине выставки для профессионалов плодоовощного бизнеса – Fresh Business Expo 2016.

Организатором конференции выступил проект «АПК-Информ: овощи и фрукты». Партнер конференции — Nestle Украина. Спонсором стал Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства, генеральным медиа-партнером — журнал «Овощи и фрукты». Поддержку мероприятию оказал Европейский банк реконструкции и развития.

Как утверждают отраслевые эксперты, в минувшем сезоне производителям «борщового набора» в Украине удалось довольно неплохо заработать за счет рекордно высоких цен в период закладки. В итоге, многие фермеры приняли решение увеличить площади практически под всеми овощными культурами, надеясь получить хорошую прибыль и в текущем сезоне.

«Результатом увеличения производства стало то, что на сегодняшний день цены на овощи «борщового набора» уже значительно уступают прошлогодним», — сообщил Александр Хорев, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты».

При этом, эксперт подчеркивает, что в сегодняшних условиях значительных ценовых изменений можно ожидать только в сегменте качественного картофеля. В то же время, удорожание другой продукции «борщового набора» возможно только при наличии активного экспорта, который маловероятен.

«Плодоовощной сектор Украины сегодня находится в сложном положении. Он был в значительной мере зависим от российского рынка, поскольку именно Россия ранее выступала главным импортером украинских овощей и фруктов. На сегодняшний день доступ к нему, в том числе и через Крым, закрыт», — рассказал Андрей Ярмак, эксперт Инвестиционного центра FAO.

В сложившихся условиях Украине приходится переориентироваться на другие рынки сбыта. Как отмечали эксперты, на сегодняшний день украинским компаниям уже удалось добиться заметных успехов в развитии сотрудничества с европейскими партнерами. Так, в минувшем сезоне тепличным комбинатам Украины резко увеличили поставки овощей на рынок ЕС, а объём экспорта земляники и голубики в этом направлении достиг рекордного показателя за всю историю независимости страны!

Кроме того, украинские компании уже начали осваивать принципиально новые рынки. К примеру, в предыдущем сезоне Украина впервые экспортировала лук и голубику в Великобританию, картофель – в ОАЭ, а яблоки – в Индонезию.

Однако, по словам отраслевых экспертов, далеко не все украинские производители оказались готовы к выходу на альтернативные рынки сбыта.

По мнению А.Ярмака, главная проблема заключается в том, что большинство украинских компаний сегодня занимаются производством сырья, а не готового продукта, востребованного на внешних рынках.

«В сложившихся условиях, украинским фермерам как никогда важно заняться диверсификацией рынков сбыта, а для этого необходимо сделать ставку на качество продукции, а не на ее количество. Поясню разницу. Лук в поле, лук в хранилищах – это сырье. Продукт – это отсортированный, упакованный и доставленный клиенту лук», — рассказал эксперт FAO.

При этом он отметил, что на сегодняшний день производством готового продукта в Украине способны заниматься только крупные компании, так как это требует значительных инвестиций, недоступных средним и мелким фермерам. В этом ключе эксперт подчеркнул важность кооперации, которая открывает широкие возможности для развития бизнеса.

«Кооперация в плодоовощном секторе открывает огромные перспективы для развития бизнеса. Например, объединившись, производители имеют возможность сообща приобретать технику для охлаждения, сортировки и упаковки, что, допустим, для одного производителя является непозволительной роскошью».

Однако, по словам А.Ярмака, зачастую украинские фермеры недооценивают все возможности, которые открываются при кооперации и предпочитают работать в одиночку.

Кроме того, отраслевые эксперты отметили, что зачастую производители овощей и фруктов сегодня не прилагают достаточно усилий для развития бизнеса и не решаются осваивать новые рынки сбыта. По мнению Александра Марченко, коммерческого директора компании «С-Росток», это нередко бывает связано с недостатком опыта в ведении бизнеса с заграничными компаниями.

«Если фермер никуда не выезжает, не развивается, не занимается поиском новых контрактов заграницей, то он зацикливается на внутреннем рынке. Исследовать потенциальные рынки, поехать, презентовать свою продукцию, заключить новый контракт – это на самом деле не так сложно. Однако, многие наши производители зачастую просто не задумываются об этих возможностях или считают их чем-то недостижимым».

Помимо этого, как рассказал Денис Сазонов, директор компании «Грин Тим», фермеры нередко оказываются не готовы работать по долгосрочным контрактам, предпочитая сиюминутный заработок, и экспортируют продукцию от случая к случаю. По словам эксперта, такая манера ведения бизнеса является довольно рискованной.

«Как результат, производители полностью зависят от изменений на внутреннем рынке, что зачастую приводит к тому, что они терпят убытки», — завил он.

С таким мнением согласился и Роман Мазурак, руководитель отдела ВЭД ООО «ОРСП «Шувар». «В то время, как для европейских компаний наиболее важным является надежность партнеров и системность поставок, украинские производители ориентируются, прежде всего, на цену, а не на укрепление партнёрских отношений с клиентом», — заявил он, рассуждая о готовности Украины к выходу на рынок ЕС.

Тем не менее специалисты подчеркнули, что те геополитические реалии, в которых Украина пребывает сегодня могут стать как причиной кризиса в плодоовощном секторе, так и поводом для поиска новых векторов развития. По их словам, для того, чтобы в полной мере реализовать тот потенциал, который имеется на сегодняшний день в Украине, компаниям необходимо анализировать альтернативные каналы сбыта, обучаться новому, искать и внедрять только прибыльные решения.

В доказательство этому они представили примеры успешного сотрудничества украинских производителей с зарубежными компаниями. В частности, Д.Сазонов рассказал об опыте компании «Грин Тим», которой удалось наладить стабильный экспорт чищенного лука в Великобританию.

«Начать экспорт в Великобританию нас вынудило закрытие российского рынка, куда мы ранее отгружали лук в свежем виде. Почему сейчас мы продаем чищенный лук? В ходе экспериментов мы выяснили, что отгружать сырье в ЕС не имеет смысла, так как расходы на логистику полностью «съедают» все ценовые преимущества производства в Украине. Таким образом, мы поняли, что необходимо производить продукт с добавочной стоимостью. Требования европейского рынка вынудили нас обратить внимание на качество продукции и упаковку, о чем мы не задумывались, отгружая лук в Россию. Кроме того, сотрудничество с британскими компаниями научило нас тому, что нужно работать на перспективу. Именно это приводит в итоге к тому, что экспорт становится систематическим, а не разовым. К примеру, когда мы начинали отгрузки в Великобританию, мы понимали, что можем продать просто лук на внутреннем рынке в 3 раза дороже. Однако мы приняли решение сделать ставку на долгосрочную работу с иностранными партнерами».

В рамках технологического форума участникам события было предложено сразу два мастер-класса от ведущих экспертов. В частности, Виктор Ризник, исполнительный директор Украинской ассоциации производителей картофеля, рассказал об оптимальных технологиях производства картофеля и критериях отбора посадочных материалов. В свою очередь, Вадим Дудка, директор ООО «Агроанализ», проанализировал основные проблемы, возникающие при выращивании овощей на капельном орошении, и методы их решения.

Завершающим на второй день конференции стало выступление Евгения Кузина, руководителя отдела маркетинга проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты», на котором был представлен рейтинг украинских ритейлеров по цене борщового набора и качеству продукции.

В ходе своего доклада эксперт, в частности, отметил, что несмотря на снижение покупательной способности населения Украины, многие местные торговые сети сегодня активно развивают премиальный сегмент в плодоовощном отделе.

«За последние 3 года в Киеве появилось довольно много плодоовощных сетей премиум-сегмента. Многие «ветераны» украинского рынка также развивают именно этот сегмент, чтобы повысить продажи в других отделах», — рассказал он.

В этой связи, по словам Е.Кузина, для сетей все более важным становится позиционирование продукции, что должно стать стимулом для поставщиков уделять особое внимание качеству и предпродажной доработке предлагаемых овощей и фруктов.

В третий день конференции, 1 декабря, состоялся шестой международный торговый форум. Подобный торговый форум в Украине не имеет аналогов и уже успел получить положительные отзывы как импортеров и крупнейших сетей супермаркетов Украины, так и поставщиков продукции из разных стран. В этом году в мероприятии приняли участие представители около 30 украинских розничных сетей и крупнейших оптовых компаний.

Всего на конференции присутствовали до 300 делегатов из Украины и других стран, в частности, Германии, Греции, Египта, Испании, Италии, Молдовы, Нидерландов, Польши и Швеции.