«Рантье» на украинских землях

Земля сельскохозяйственного назначения стала «притчей во языцех» во время всех выборов в Украине. Излишняя политизация вопроса земельного моратория не дает надежды на снятие его в ближайшем будущем. А значит, нужно искать компромисс между интересами собственников и пользователями сельскохозяйственных земель. Другими словами, между теми, кто реально работает на земле и теми, кто числятся собственниками земельных паев.

Раз за разом эксперты собираются для публичного обсуждения, какую модель земельных отношений следует выбрать Украине, чтобы улучшить условия для ведения сельскохозяйственного производства, а также развить сельские территории и избежать негативных социальных процессов.

И, если политики уверены, что земля должна принадлежать народу, то эксперты сходятся на том, что государственная политика в сфере земельных отношений взращивает в Украине класс «рантье»: безразличных к агропроизводству и желающих получить от матери-кормилицы только доход в виде арендной платы.

Рожденные мораторием

Земельный мораторий был введен с целью не допустить обезземеливания селян. «Цель моратория – дать люфт селянину, чтобы средний класс стал на ноги и село не вымерло», – говорит эксперт в сфере правового регулирования Сергей Биленко.

Однако собственники земли так и не стали хозяевами. Вместо фермеров в Украине потихоньку растет класс рантье, стремящихся получить доход от владения землей. Фактически собственники земельных паев не несут общественной пользы: они отстранены от создания прибавочного продукта и получают выплаты от тех, кто на их земле занимается реальным производством сельскохозяйственной продукции.

Единственное отличие украинских собственников земельных паев от классических рантье – на деньги, полученные от аренды земельного пая прожить невозможно. Арендная плата может служить только источником дополнительного дохода селян, к тому же часто она имеет натуральную форму.

«Кто контролирует землю, тот будет контролировать ту добавленную стоимость, которая будет создаваться много лет. Я – сторонник снятия моратория, но не сторонник быстрых и необдуманных действий. Мы не должны превратить селян в «рантье», – считает эксперт в отрасли землеустройства Андрей Мартын.

«Мы защищаем «рантье» вместо производителя, потому что это – электорат», – сетует Глава Аграрного Союза Геннадий Новиков. Согласен с ним и земельный эксперт Сергей Биленко: «Мораторий превратился в способ манипулирования мнением электората».

Даешь средний класс!

Банковские эксперты неустанно твердят, что экономическая эффективность ведения сельскохозяйственного производства не зависит от величины земельного банка предприятия. И малые фермеры, и крупные агрохолдинги могут получать как высокую маржу в расчете на гектар, так и убытки.

Государство Украина декларирует поддержку малых форм хозяйствования в АПК. Представители Минагропрода, министр и его заместители озвучивают пожелания по созданию в Украине широкой прослойки мелких фермеров, которые сделают работу на земле способом и источником своего существования, а заодно спасут село от вымирания.

«Малые формы сельскохозяйственных предприятий наиболее равномерно распределяют созданную на земле добавочную стоимость, а это обогащение населения, расширение прослойки среднего класса. Государство должно выписывать земельное законодательство так, чтобы малые формы предпринимательской деятельности в секторе растениеводства не пострадали», – считает Андрей Мартын.

Социум и земельная реформа

Социальная составляющая земельной реформы также стала почвой для политических спекуляций.

Однако, если земельная реформа движется в сторону организации социально ориентированного агробизнеса малых форм, то это должно найти отображение в официальной стратегии государства.

Эксперты сходятся во мнении, что подобной государственной стратегии в Украине не существует.

«Желаемая модель сельского хозяйства в Украине остается под вопросом. У государства такой стратегии нет. А стратегический курс необходим, хотя бы на 10 лет вперед», – уверен г-н Мартын.

Говоря о социальной составляющей земельной реформы, эксперты считают, что земельное законодательство здесь бессильно. «Это не дело земельного законодательства – возвращать людей в села. Нужно создавать инфраструктуру рынка, создавать возможности сбыта продукции, чтобы люди жили и работали в селе», – говорит Сергей Биленко.

«В Украине на приусадебных участках выращивается 90% картофеля. Проблема не в том, что селянин не хочет работать на земле и производить продукцию. Проблема в том, что у него нет налаженного рынка сбыта и государство должно об этом позаботиться, – считает Геннадий Новиков.

Государство никогда не заботилось о селянине как о производителе. В итоге в Украине сложилось определенное противоречие: множество собственников земли никогда не будут на ней работать. А те, кто хотят работать на земле, имеют ограниченный доступ», – говорит Андрей Мартын.

Рука государства

Остаётся непонятным, чья рука должна отрегулировать земельные отношения в Украине: рынка или государства? Повторимся, но и на этот счет у государства стратегии не заготовлено. Мнения экспертов в этом вопросе расходятся полярно. «Госрегулирование земельного рынка должно быть минимальным», – считает Андрей Мартын.

Однако, похоже, что в этом вопросе Украина пожнет плоды излишней политизации земельной реформы. «Государственное регулирование земельных отношений – неизбежно, потому что такие настроения у населения», – уверен Сергей Биленко.

Экспериментальные продажи

Новая инициатива государства провести эксперимент в виде запуска рынка сельскохозяйственных земель на площадях, которые находятся в государственной собственности, одобрения у экспертов не получила.

«Госгеокадастр предлагает эксперимент по продаже государственных сельхозземель. Но, во-первых, это будет очень разная цена: на государственных землях и частных. Во-вторых, люди должны почувствовать рынок, а на государственных землях – они его не почувствуют», – считает Андрей Мартын.

С этим мнением соглашается и Сергей Биленко: «Эксперимент по продаже земли лучше провести на частных землях, а не на государственных. Большая проблема в том, что люди не чувствуют себя собственниками земли. Вообще, отношения собственности в Украине не воспринимаются на должном уровне».

Не стоит забывать, что цена среднего земельного пая в 4 га и цена крупного земельного массива всегда будет отличаться в перерасчете на 1 гектар.

«Инвестор всегда нацелен на крупный массив сельскохозяйственных земель. Средний земельный пай в 4 га, особенно если земля находится в середине поля — крупному инвестору не интересен. В то же время сформировать массив даже в 10 га из частных земель – это очень сложно», — отмечает глава Земельного союза Андрей Кошиль. По этой же причине цена государственных земель сельскохозяйственного назначения будет выше.

«Цена на сельскохозяйственную землю государственной собственности будет в разы выше мелких участков в частных руках», — подтверждает Андрей Мартын.

Мораторий остается

В Украине земельный мораторий продлили еще на год, однако депутаты могли себя и не утруждать. Хотя срок земельного моратория формально истекал 1 января 2016 года, но, по словам юристов, все осталось бы по-прежнему. «В земельном Кодексе четко прописано, что пока не будет принят закон об «Обороте сельхозземель», мораторий отменен не будет», – говорит Сергей Биленко.

Создаётся ощущение, что его в Украине не отменят никогда. Противостояние мнений в ходе земельной реформы, напоминающее по меткому выражению Андрея Кошиля, футбольных болельщиков, может задержать запуск земельного рынка надолго.

Король Оксана, “Инфоиндустрия”

Статья написана по материалам круглого стола, организованного 30 октября Земельным союзом Украины

Читайте нас у Telegram

Популярні новини

Підпишись на Infoindustry