Рейдовая перевалка зерновых в Украине находится под угрозой ликвидации

Почему под угрозой ликвидации находится вся рейдовая перевалка в Украине, как обеспечивается безопасность работы на якорных стоянках в Херсоне и кто, как и почему хочет ее уничтожить - рассказывает Валерий Буриев, директор ЗАО "Днепровский терминал".

Признать недействительными нормы по эксплуатации якорных стоянок на рейде требует ООО «Ривер Портс Эдженси». Это общество подало иск к АМПУ и Государственной службе морского и речного транспорта Украины, поставив рейдовую перевалку под угрозу.

Нас, членов общественного союза «Речной Союз Украины», объединяющего херсонских терминалы и стивидоров, эта ситуация беспокоит. Впрочем, убежден, что она не может не взволновать и других стивидоров во всех морских портах. Дело в том, что, насколько нам известно, паспортов нет и на другие якорные стоянки в морских портах. Их нет и на те стоянки, где осуществляется рейдовая перевалка у Очакова.

То есть, если Окружной административный суд города Киева удовлетворит иск «Ривер Портс Эдженси» и признает, что нормы обязательных постановлений по морскому порту Херсон недействительны и якорные стоянки эксплуатировать нельзя, то не возникнет ли со временем у того же самого, или какого-то другого субъекта предпринимательской деятельности желание признать недействительными и другие стоянки?

Летом прошлого года был проведен тендер на проведение контрольно-инспекторского обследования подходного канала к карьеру Херсонского морпорта и его акватории. Его выиграло ООО «Лакоса», которое должно «составить паспорта гидротехнических сооружений на якорные стоянки №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 6а, 7, 8, 9 в двух экземплярах» и «предоставить отчет о рассмотрении материале контрольно-инспекторского обследования, предоставленный регистром Украины». С ООО «Лакоса» был подписан договор «№125-в-Хеф-20» на предоставление «услуги по контрольно-инспекторского обследования подходного канала к карьеру с. Рыбацкое, подходного канала к Херсонского морского порта (речная часть) и акватории морского порта Херсон». По договору, это должно было занять не более 110 календарных дней от получения исполнителем письменной заявки от заказчика.

Причем именно тогда же во время проведения заседания совета ХМП 31 августа 2020 и была попытка утвердить изменения в обязательных постановлениях по порту и ограничить возможность проводить грузовые операции на якорных стоянках.

После многочисленных обращений к АМПУ, МорАда, СБУ, АМКУ, привлечения внимания общественности, все-таки удалось отстоять право на использование якорных стоянок для грузовых операций. Это было зафиксировано на заседании Совета порта в ноябре 2020.

10 декабря 2020 Южное территориальное отделение АМКУ рассмотрело заявление ООО «Агро Транзит Инвест» о возможном нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в действиях ООО «АМПУ». Коллегия отделения предоставила рекомендации АМПУ принять меры для предотвращения совершения действий, которые могут содержать признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Она пришла к выводу, что ограничения использования якорных стоянок может привести к потере грузовой базы через Херсонской порт, уменьшению поступлений в государственный бюджет и потере рабочих мест сотнями работников.

Однако, в декабре же были подписаны изменения в договор с ООО «Лакоса», освободив его от обязательств по якорным стоянкам, расположенным в акватории ХМП. Очень странная ситуация, согласитесь.

Именно это и позволило «Ривер Портс эдженси» подать соответствующий иск, ссылаясь на отсутствие паспортов ГТС на якорные стоянки в акватории Херсонского порта и отсутствие отчетов контрольно-инспекторского обследования, предоставленных регистром Украины на якорные стоянки №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 6а, 7, 8, 9 и требовать признать противоправными и недействительными нормы обязательных постановлений по морскому порту Херсон, касающихся возможности эксплуатации якорных стоянок, расположенных на рейде порта для грузовых операций.

Интересно, что ООО «Ривер Портс эдженси» было зарегистрировано 26 августа 2020 и его конечным владельцем, по открытым данным, является Оксана Себова, которая возглавляла ООО «РИСОИЛ-ХЕРСОН». И позиции истца совпадают с позицией совладельца компании «РИСОИЛ» Шоты Хаджишвили, который неоднократно публично заявлял, что будет пытаться прекратить грузовые операции на рейде Херсонского порта. Именно эта компания является победителем концессионного конкурса и берет в концессию ХМП.

Истец хочет убедить суд, что работа якорных стоянок угрожает безопасности судоходства — мол, могут возникнуть аварийные ситуации, когда судно, находящаяся на одной из якорных стоянок, потеряет управление и станет поперек фарватера. За те долгие годы, которые в акватории порта осуществляется догрузка судов на рейде, ни одного такого инцидента не было. И сегодня для того, чтобы не допустить подобного, принимаются меры. Так, в случае ухудшения погодных условий суда не осуществляют погрузку. У теплоходов находятся буксиры, которые подстраховывают их. Ширина же реки и расположение якорных стоянок и судоходного хода позволяет утверждать, что суда на стоянках и те, которые проходят транзитом, друг другу не мешают.

Зато запрет якорных стоянок нанесет вред и самому ХМП, ведь он нуждается в том, чтобы ставить суда на эти якорные стоянки. Иначе очереди на заход тем судам, которые идут в порт, придется ждать у самого Очакова, или даже в порту Южный. На якорных стоянках проводится фумигация экспортных зерновых грузов.

Якорные стоянки используются для грузовых операций для терминалов, где есть природные или технические ограничения возможности принимать крупнотоннажные суда. Поступления в государственные и бюджеты всех уровней от этой деятельности составляет около ста миллионов грн. ежегодно, а ежегодный грузооборот на рейде Херсона составляет около 1 млн тонн. К тому же, якорные стоянки используют судна под иностранными флагами, которые направляются в речных портов или терминалов по реке Днепр чтобы пройти пограничный и таможенный контроль — это единственная акватория морского порта на этой водной артерии.

Мы, компании, работающие в акватории ХМП и осуществляют рейдовую перевалку на якорных стоянках, заинтересованы в том, чтобы работа велась на законных основаниях. Мы за то, чтобы АМПУ быстрее подготовила техническую документацию. За то, чтобы скорее были готовы отчеты контрольно-инспекторского обследования. Но якорные стоянки однозначно должны быть, их нельзя закрывать. Ведь иначе все мы будем наблюдать разрушительные последствия для деятельности Херсонского порта (грузопоток переориентируется на другие порты из-за неудобства и невозможности ХМП обработать весь объем) и судоходству по Днепру вообще. Надеемся, что это осознают все стороны этого процесса.