Российские производители удобрений наращивают перевозки железнодорожным транспортом

Погрузка минеральных удобрений стала одним из немногих грузов, которые стабильно показывали положительную динамику на протяжении прошлого года. Несмотря на сложности со специализированным подвижным составом, высокий спрос положительно повлиял на весь сектор отправок. При этом в текущем году, считают эксперты отрасли, данный тренд сохранится.

Представители ЦФТО ОАО «РЖД» в начале 2019 года отмечали, что рост как объемов производства, так и погрузки минеральных удобрений на железнодорожный транспорт будет обеспечен благодаря новым и модернизируемым производствам, так как плановое увеличение выпуска продукции или модернизацию мощностей внедряли на целом ряде предприятий.

Положительная динамика по перевозкам минудобрений сохранялась на протяжении всего года. Рост всего сегмента напрямую коррелировал с учетом прогноза Минэкономразвития России, предусматривавшего рост производства химической продукции в стране в 2019 году на 3,7% к уровню 2018-го. «Основные перевозки в компании направлены на собственные терминалы, где происходит накопление грузов для дальнейшей транспортировки покупателям. Однако приоритетом для нас являются внутренние перевозки для обеспечения нужд отечественных сельхозпроизводителей. За последний год это направление перевозок выросло на 24% в сравнении с 2018 годом и связано это, в первую очередь, с развитием российского сельского хозяйства», – прокомментировал итоги 2019 года директор ООО «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов.

На 2020 год Михсельхоз оценивает потребность в удобрениях на уровне 3,5 млн т, что связано с необходимостью интенсификации растениеводства для повышения экспортного потенциала отрасли, считают в Российской ассоциации производителей удобрений. В этом году фактический спрос на минеральные удобрения превысит прогноз начала года на 10–15%. По мнению гендиректора компании «ФосАгро» Андрея Гурьева, в этом году при заявленной потребности АПК в 3,1 млн т удобрений планируется выйти на поставки 3,4–3,5 млн т (обе цифры в действующем веществе), что примерно на 14% больше, чем в прошлом году. «Российские производители удобрений продолжают на 100% обеспечивать потребности российского АПК, стабильно увеличивающего их потребление», – уточняет он.

Главные причины высокой динамики спроса – хороший урожай прошлого года и благоприятная экспортная конъюнктура на рынках продовольствия. «Полагаем, что в 2020 году сохранится тенденция роста потребления нашей продукции отечественными сельхозпроизводителями. В связи с этим прогнозируем дальнейший рост внутрироссийских перевозок. Кроме того, уверены, что в тренде окажется развитие нишевых узких сегментов удобрений, на которые нацелена стратегия продаж АО «ОХК «Уралхим» и реализация наших инвестиционных проектов», – уверен В. Ковшов.

Вместе с тем участники рынка указывают на регулярную нехватку минераловозов на сети РЖД, которая все еще будет влиять на объемы отправок в 2020 году. «Сохраняются признаки высокого спроса на хопперы-минераловозы, ежегодно растет объем производства и прослеживается увеличение цены вагона. Ожидаемый спрос в течение ближайших лет составит около 1–1,5 тыс. единиц техники в год», – прогнозируют эксперты НПК «Объединенная Вагонная Компания».

Другим негативным моментом в 2019 году стало обвальное, ничем необоснованное повышение стоимости новых дисков железнодорожных колес их производителями, и, как следствие этого, рост цен на переформированные и новые колесные пары. «Так цена на переформированные колесные пары к концу 2019 года выросла в 2,5 раза в сравнении с началом 2019-го. Это в значительной степени повлияло на серьезное увеличение транспортных расходов компании», – рассказывает В. Ковшов. По его прогнозам, в данной ситуации при таком колоссальном повышении цен без каких-либо экономических предпосылок госорганам необходимо безотлагательно применять соответствующие механизмы антимонопольного реагирования.

Инфоиндустрия по материалам rzd-partner.ru