«Укрхимтрансаммиак» готов выдавать аммиак после утверждения безубыточного тарифа

Продолжать отпускать аммиак по низким тарифам на транспортировку по территории Украины и без учета 13 189 м, которые Минэкономразвития в 2018-м передало ГП «Укрхимтрансаммиак», было бы преступно. Об этом заявил директор госпредприятия В.Трунов в интервью Lenta.ua. 

 

По его словам, именно в связи с этими факторами была не только приостановлена выдача аммиака, но и сразу поднят вопрос по обоснованному увеличению соответствующих тарифов на транспортировку территорией Украины, учитывая, что в последний раз их утверждали еще в 2009 году.

 

Сложность ситуации заключается в том, что та часть магистрального аммиакопровода Тольятти — Одесса, где расположены раздаточные станции (длиной в 817 км 189 м), на сегодняшний день включает в себя 13 км 189 м, которые, находясь на территории Украины, в течение долгих лет были на балансе российского предприятия «Трансаммиак» (эксплуатирует российскую часть аммиакопровода по ту сторону границы). Аммиакопровод, который идет из России, проходит ровно 13 км 189 м по территории Украины (Троицкий район, Луганской области), после чего снова уходит в Россию.

 

В виду ряда объективных причин, включая наличие сложностей в постоянном техническом обслуживании и эксплуатации 13-ти километрового участка, в январе 2018 года россияне передали его ГП «Укрхимтрансаммиак». В свою очередь Минэкономики своим приказом закрепило этот участок за госпредприятием. Это исказило расчеты тарифов для внутреннего рынка, установленные регулятором, так как весь маршрут транспортировки увеличился и составляет сейчас 817 км 189 м. Предыдущее руководство «Укрхимтрансаммиака» несколько раз подавало регулятору письма с просьбой пересмотреть тарифы на транспортировку аммиака и его выдачу через раздаточные станции. Важные 13 километров учтены не были. Усложнил ситуацию  также новый маршрут перекачки от РС 33 до КС 15, находящийся поблизости ОПЗ, что впоследствии приведший к очередным уголовным делам по так называемому прерванному транзиту. До сих пор новые, экономически обоснованные тарифы для внутреннего рынка, учитывающие все нюансы маршрута, так и не установлены. В результате — договора с украинскими компаниями, которые занимаются импортом аммиака для украинских потребителей, подписывались согласно старому ценообразованию и без учета 13-ти километрового участка.

 

Как объясняют в «Укрхимтрансаммиаке», результатом стало то, что из-за отсутствия обоснованных тарифов на транспортировку аммиака по территории Украины, а также в связи с тем, что 13 км не заложены в тарифе, государственное предприятие за период 2018-2019 гг. и первое полугодие 2020 года, по предварительным подсчетам, недополучило более 30 млн грн.

 

В июле этого года следственным подразделением Днепровского управления полиции Главного управления Национальной полиции в г. Киеве под процессуальным руководством Киевской местной прокуратуры №4 было начато расследование по ч.1 ст. 364 УК Украины (злоупотребление властью). На основании постановления следственного судьи Днепровского района Киева от 13.08.2020 прокуратурой в «Укрхимтрансаммиаке» были изъяты все документы, касающиеся транспортировки и выдачи жидкого аммиака отечественным потребителям без включения в расчеты тарифа на транспортировку аммиака по территории Украины участка длиной 13 км 189 м.

 

В целом, новое руководство «Укрхимтрансаммиака» во главе с Вадимом Труновым объясняет данную ситуацию следующим образом^

 

«Наносить убытки государственному предприятию мы не позволим. Мы решительно отбрасываем все коррупционные схемы и стремимся максимально открыто работать с отечественными импортерами, оказывая услуги по транспортировке и выдачи жидкого аммиака через раздаточные станции аммиакопровода «Тольятти-Одесса». Кроме этого, мы, как государственное предприятие, не намерены принимать участие в формировании потребности объемов поставок аммиака на внутренний рынок, как это было ранее заведено, это не наша основная специфика деятельности и руководство компании не должно к этому иметь отношение.  Приоритет «Укрхимтрансаммиака» — это транспортировка жидкого аммиака в режиме «транзит» от заводов-производителей до Одесского припортового завода, откуда он поставляется на мировые рынки. Но также в свою очередь — мы готовы удовлетворить запросы всех участников этого рынка (при условии предоставления соответствующих подтверждений и заявок на импорт ресурса). После урегулирования соответствующих тарифных вопросов мы возобновим выдачу аммиака для украинских импортеров, в том числе, в рамках действующих договоров. Кроме этого, могу официально подтвердить, что за время приостановки, выдача аммиака не производилась ни одному контрагенту, новые договора соответственно не подписывались».

 

Инфоиндустрия по материалам lenta.ua