05.09.2016
В Украине динамично развивается производство ягод, а значит, очень востребован посадочный материал плодово-ягодных культур. Директор известного питомника «Брусвяна» Лилиана Дмитриева рассказала о последних тенденциях на ягодном рынке, а также рынке саженцев и посадочного материала для товарных ягодников. Новой нишевой культурой в Украине становится земляника альпийская.
В 2015 году вы планировали наладить экспорт саженцев голубики в ЕС. Сбылись ли эти планы?
Запроса на экспорт саженцев голубики не было. Но очень хорошо экспортировались саженцы малины. Нашим клиентом была Беларусь, в два хозяйства мы экспортировали саженцы малины осенью 2015 и весной 2016 года. Весной отправили 33 тысячи саженцев, рассчитанных на посадочную площадь в 3 га.
Какой сорт малины наиболее востребован у вашего потребителя?
У нас очень удался и востребован сорт нашей селекции «Брусвяна», его создателем является Владимир Игоревич Дмитриев. Малину «Брусвяна» любят и поляки, и белорусы, и украинцы. В частности, именно саженцы этого сорта мы продали в Беларусь.
Каковы запросы рынка по малине?
Запросы рынка по малине – это крупная, красивая, что называется, «зрелищная» ягода с хорошими вкусовыми качествами. Если говорить о требованиях товарного производителя, то это— хорошая транспортабельность, «легкий отрыв», в то же время ягода должна хорошо держаться на ветке и произвольно не опадать. Все эти качества присущи сорту «Брусвяна», а также она отличается сильными побегами и высокой морозоустойчивостью, что делает этот сорт конкурентоспособным и востребованным.
В прошлом году наиболее востребованным был посадочный материал малины и голубики? Какой посадочный материал наиболее востребован в 2016 году?
В 2016 году по востребованности к малине и голубике добавилась новинка украинского товарного производства ягод — земляника альпийская. Эта маленькая ароматная ягода (длиной до 1см) похожа на лесную землянику. В Украине начали закладывать поля этой ягодной культурой, и у нас достаточно заказов. Если раньше мы реализовывали рассаду земляники альпийской только для приусадебных участков, то в прошлом году впервые выполнили заказ для промышленного производства. Было заложено экспериментальное поле в Киевской области 0,5 га. Если в 2015 году наши клиенты заложили экспериментальные поля, то в 2016 — они расширяются. На сегодняшний момент, саженцами нашего питомника заложено до 4 га земляникой альпийской, и мы продолжаем заключать контракты.
Есть ли еще подобные плантации рассады земляники альпийской в Украине?
Новые идее ивнедряются в Украине синхронно. Мы уже видели подобные плантации в Западной Украине. Думаю, что через несколько лет земляника альпийская станет массовым товаром на украинских прилавках.
Чем обусловлен рост спроса на посадочный материал земляники альпийской?
Ягода имеет замечательный аромат и высокую урожайность. К тому же её любят украинские потребители.
Где закупаете семена земляники?
Семена закупаем в Украине и выращиваем рассаду для продажи. Также работаем по такой схеме: клиенты сами закупают необходимые семена, а наш питомник выращивает для них кассетную рассаду.
Сбор ягод в разгаре, поделитесь впечатлениями, довольны ли производители ягод сезоном 2016?
Скажу то, что многим не понравится. Ситуация с ягодами неоднозначная. У производителей фруктов и ягод ранее существовали стабильные каналы сбыта. Фермеры привыкли, что к ним на поля подъезжали машины и все забирали, везли на рынки больших украинских городов и в Крым, но главными покупателями были РФ и Беларусь. Сейчас указанные рынки, как и Крым — официально закрыты для украинской плодоовощной продукции. В результате сегодня фермеры должны сами заниматься реализацией собственной продукцией с максимальной выгодой для себя, а к этому они оказались не готовы.
По моим наблюдениям, большинство фермеров ждут, что ситуация изменится, и всё будет как раньше. Однако реальность такова, что для того чтобы выгодно продавать плодоовощную продукцию, нужно сортировочное и холодильное оборудование, позволяющее задерживать у себя продукцию дольше, а также менеджеры по продажам. Пока все это отдаленная перспектива и есть надежда, что рано или поздно подобные процессы наладятся. Возможно, будут региональные холодильники, региональные центры сбыта.
Трудно сегодня: люди вложили деньги и не получили предполагаемый результат. Для многих это означает убытки, а зачастую и отказ от участия в плодово-ягодном рынке.
Цены, сложившиеся сегодня на ягодном рынке, выглядят высокими для потребителя. Почему жалуются производители?
Ягода сама по себе — дорогостоящий товар. Она не может быть дешевой. Объясню почему. Ягодоводство, как и садоводство – это очень рискованный вид бизнеса. Не каждый год является урожайным. В нашей зоне много погодных рисков: часто бывают ранние заморозки, холодные или бесснежные зимы, летние засухи. И, если один год хозяйство получает супер-урожай и прибыль, то в следующем может сработать в убыток. Прибыль и убытки поэтому складывают и делят на число определённых лет для каждой культуры. Например, рентабельность смородины черной рассчитывается на 7 лет. Сколько живет плантация определённой ягоды – на столько лет и рассчитывается рентабельность производства каждого вида ягод.
Что можно сказать уже об урожае ягод этого года?
Урожай клубники был получен на уровне прошлого года. Можно отметить снижение урожая смородины черной в Украине из-за погоды. При этом цены на ягоду для розничного потребителя не поднялись, и остались на уровне прошлого года. А вот голубика выросла: оптовая цена стартовала с 500грн/кг в последнюю декаду июня (Киев, Троещинский рынок), за неделю упала до 160 грн/кг, и в конце июля оптовая цена держалась на уровне 80-90 грн/кг. Стабильно высокой была цена на летнюю малину: опт от 25 до 45 грн/кг, крыжовник – 25-45 грн/кг, облепиха 70-120 грн/кг.
Какие нишевые культуры получили большее распространение, кроме упомянутой уже земляники альпийской?
Ежевика крупнолодная набирает обороты. Первый урожай появился в середине июня и продавался по высокой цене 120 грн/кг. Постепенно культура из нишевой может перейти в разряд основных ягодных культур.
Приходят ли к Вам новые болезни ягод?
Для нас исключено заражение. Даже, если мы завозим новый материал с полным пакетом карантинных документов, то высаживаем на отдельных участках, где возможность заболевания держится на особом контроле. Кроме того, наше предприятие как питомник регулярно проходит карантинное обследование.
Знает ли вы случаи появления заболеваний на голубике?
У нас ягоды не болели специфическими заболеваниями. А традиционные проявления грибковых заболеваний и вредителя –тли – в той или иной степени свойственны всем ягодам.
Риск заболеваний можно свести к минимуму технологиями. Как человек со здоровым иммунитетом, так и ухоженное растение — заболеют с небольшой вероятностью. Если посажен хороший качественный материал, а не третьесортный, потом проведены профилактические обработки и т.п., то получим хороший здоровый лист и вкусную ягоду – вот и вся премудрость.
Стоит ли ждать потребителю новинок от вашего питомника?
У нас на регистрации находятся новые сорта малины, но пока это секрет.
Расскажите о планах по развитию на следующий сезон?
Сегодня в Украине и за ее пределами создался высокий спрос на саженцы ягод и рассаду. Поэтому «Брусвяна» наращивает производственные мощности, будем расширять площади и открытого и закрытого грунта. Мы постоянно строим новые теплицы. В этом году ввели в эксплуатацию 500 м2 теплиц, планируем построить столько же в 2017 году.
Беседовала Оксана Король
Читайте нас у Telegram