Дайджест земельного законодательства

Земельная реформа в Украине продолжается. Обзор изменений в земельном законодательстве Украины, которые состоялись в октябре 2014 года, предлагает Земельный союз Украины.

 

1. Законодательные и нормативные изменения

 

16 октября 2014 вступил в силу Закон Украины «Об очистке власти» от 16 сентября 2014 № 1682-VII.

Этот Закон определяет правовые и организационные основы проведения очистки власти (люстрации) для защиты и утверждения демократических ценностей, верховенства права и прав человека в Украине.

Очищение власти (люстрация) — это установленный настоящим Законом или решением суда запрет отдельным физическим лицам занимать определенные должности (находиться на службе) (кроме выборных должностей) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

2. Акты органов исполнительной власти в сфере земельных отношений

 

10 октября 2014 вступил в силу Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «Об утверждении Порядка подготовки и внесения в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства» от 27.08.2014 № 317.

Приказом был утвержден Порядок подготовки и внесения в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, который устанавливает процедуру подготовки и внесения органами Государственной инспекции сельского хозяйства Украины в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, их учета, контроля за выполнением и принятия мер реагирования в случае невыполнения требований.

Необходимость утверждения Порядка актуально уже около трех лет. Госсельхозинспекция была образована еще в конце 2010 года. Однако существующим до последних времен Порядком подготовки и внесения в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, который был утвержден приказом Госкомзема от 14 декабря 2004 № 407, было предусмотрено осуществление функций по государственному контролю за использованием и охраной земель Госсельхозинспекцией.

Большинство положений нового Порядка вобрали в себя положения порядка старого. Исключением стала подробно выписана процедура обжалования ходатайств Госсельхозинспекции.

Кроме того, изменены сроки внесения ходатайств о необходимости приведения в соответствие с законодательством решений, принятых органами исполнительной власти или органами местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений, использования и охраны земель. Ранее такое ходатайство вносилось в течение десяти дней со дня выявления нарушения, сейчас этот срок сокращен до пяти рабочих дней.

Также Порядком обязано инспекционные органы Госсельхозинспекции Украины письменно сообщать о совершении лицом действий, содержащих признаки коррупции, соответствующий специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.

Следует отметить, что 10 сентября 2014 постановлением Кабинета Министров Украины № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» Государственная инспекция сельского хозяйства Украины была ликвидирована, с возложением функции по осуществлению государственного надзора (контроля) в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности, плодородия почв на Государственную экологическую инспекцию. Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать утверждения нового порядка.

14 октября 2014 принят Приказ Госземагентства Украины «О внесении изменений в Положение о Научно-экспертном совете при Государственном агентстве земельных ресурсов Украины» № 321.

Приказом внесены в Положение о Научно-экспертном совете при Государственном агентстве земельных ресурсов Украины, утвержденного приказом Госземагентства Украины от 27 августа 2014 № 286 изменения, в результате которых из полномочий Научно-экспертного совета были исключены оценка деятельности учебных заведений по вопросам обеспечения надлежащего качества профессиональной подготовки оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков. Кроме того, отныне формами выявления позиции указанного совета могут быть только предложения (а не выводы, решения, как было до этого).

 

15 октября 2014 принят Приказ Госземагентства Украины «О введении в действие решений коллегии Госземагентства Украины от 14.10.2014» № 328.

Приказом введены в действие такие решения коллегии Госземагентства Украины от 14.10.2014 (протокол заседания № 2):

№ 2/1. Об обязательном направлении на рассмотрение в местные советы вопросов относительно распоряжения землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности;

№ 2/2. О продаже прав на земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства на конкурентных началах;

№ 2/3. Об организации доступа органов местного самоуправления в сведения Государственного земельного кадастра;

№ 2/4. Об организации передачи 1,5 миллиона электронных документов земельных участков в Государственный реестр прав на недвижимое имущество в автоматизированном режиме;

№ 2/5. О награждении Почетной грамотой и Грамотой Верховной Рады Украины работников Государственного научно-производственного предприятия «Картография».

Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Госземагентства Украины, начальникам территориальных органов Госземагентства, руководителям государственных предприятий, принадлежащих к сфере управления Госземагентства Украины, принять соответствующие меры для реализации решений коллегии и информировать об их выполнении в установленные сроки.

Решением коллегии Госземагентства Украины от 14. 10. 2014 № 2/1 по сути вводится обязательное согласование с органами местного самоуправления вопросов предоставления разрешений на разработку документации по землеустройству относительно земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности. Отметим, что указанное согласование не предусмотрено Земельным кодексом Украины, который определяет порядок передачи земельных участков государственной собственности в собственность и пользование.

Решением коллегии Госземагентства Украины от 14. 10. 2014 № 2/1 начальникам главных управлений Госземагентства в областях, Киеве поручено:

— по результатам анализа материалов инвентаризации, другой землеустроительной документации, обращений физических и юридических лиц, в частности о предоставлении в аренду земельных участков для ведения фермерского хозяйства и ведения личного крестьянского хозяйства составить, утвердить и обнародовать на официальном сайте Госземагентства Украины перечни земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности, права на которые выставляются на земельные торги, включая несформированные земельные участки, которые должны быть объектами землеустройства при подготовке соответствующих лотов к продаже (кроме тех, на которых расположены недвижимое имущество, или тех, которые на законных основаниях находятся в пользовании заявителей или тех, по которым предоставлено разрешение на разработку соответствующей документации по землеустройству или состоянием на 15 октября 2014 в соответствующем главном управлении уже зарегистрировано ходатайство о предоставлении такого разрешения) для ведения товарного сельскохозяйственного производства;

— по результатам анализа текущих работ по землеустройству и обращений физических и юридических лиц на регулярной основе выявлять земельные участки, пользующиеся спросом и права на которые могут быть проданы на земельных торгах, включать такие земельные участки в вышеупомянутых перечней путем издания приказов о внесении изменений и дополнений к ним и обнародовать обновленные перечни на официальном сайте Госземагентства Украины.

Этим же решением Управлению рынка и оценки земель Госземагентства поручено разработать проект закона, которым предусмотреть обязательность продажи прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности для ведения фермерского хозяйства и личного крестьянского хозяйства. Нужно отметить, что указанная законодательная инициатива действительно актуальной, ведь существующая возможность получения указанных земельных участков на неконкурентных принципах питает коррупцию и приводит к потерям бюджетами значительных средств.

Решением коллегии Госземагентства Украины от 14. 10. 2014 № 2/3 Департамента государственного земельного кадастра Госземагентства было поручено подготовить проекты актов о внесении изменений в законодательные акты относительно механизмов и порядка пользования данными Государственного земельного кадастра в режиме чтения органами местного самоуправления.

Управлению информационных технологий и защиты информации и государственному предприятию «Центр государственного земельного кадастра» поручено реализовать на территории административных единиц, перечень которых согласован с ассоциациями органов местного самоуправления Украины, пилотный проект по совершенствованию программного обеспечения Государственного земельного кадастра в части предоставления возможности органам местного самоуправления пользоваться данным Государственного земельного кадастра в режиме он-лайн.

 

16 октября 2014 принято Распоряжение Кабинета Министров Украины № 993-рт, согласно которому Шемелинець Л.М. была назначена первым заместителем Председателя Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

 

До своего назначения Шемелинець Людмила Николаевна работала на должности директора Юридического департамента Государственного агентства земельных ресурсов Украины.

 

16 октября 2014 принято Распоряжение Кабинета Министров Украины «О временном возложении исполнения обязанностей Председателя Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра на Шемелинець Л.М.» № 996-р.

Распоряжением временно, до назначения Председателя Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, выполнения обязанностей Председателя указанной Службы было возложено на Шемелинець Л.М.

16 октября 2014 принято Распоряжение Кабинета Министров Украины «Об освобождении Кадомского А.М. от должности первого заместителя Председателя Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра» № 976-р.

 

Распоряжением освобожден Кадомский Артема Марковича с должности первого заместителя Председателя Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра по основаниям, предусмотренным Законом Украины «Об очистке власти» (пункт 7² части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины).

 

22 октября 2014 принято Распоряжение Кабинета Министров Украины № 1039-р. «О внесении изменения в пункт 1 распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2014 № 879».

 

10 сентября 2014 постановлением Кабинета Министров Украины № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» Государственное агентство земельных ресурсов Украины было преобразовано в Государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

На частичную смену абзаца второго пункта 1 распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2014 № 879 «О создании комиссии по реорганизации Государственного агентства земельных ресурсов» согласно распоряжению принято утвердить председателем комиссии по реорганизации Государственного агентства земельных ресурсов первого заместителя Председателя Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра Шемелинець Людмилу Николаевну, освободив от исполнения этих обязанностей Кадомского А.М.

 

22 октября 2014 принято Распоряжение Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции борьбы с деградацией земель и опустыниванием» от 22 октября 2014 № 1024 г.

 

Распоряжением одобрена Концепция борьбы с деградацией земель и опустыниванием. Целью Концепции является повышение эффективности реализации государственной политики по борьбе с деградацией земель и опустыниванием, определение приоритетных задач, укрепление институциональной способности и улучшения координации деятельности уполномоченных органов в соответствующей сфере, а также обеспечение выполнения Украиной как стороной Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, что испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, международных обязательств.

Концепцией признано необходимым осуществление мероприятий по:

— совершенствованию структуры земельных угодий и направлений хозяйственной деятельности с целью формирования сбалансированного соотношения между земельными угодьями и обеспечения экологической безопасности и равновесия территории, в частности:

— увеличение площади сельскохозяйственных угодий экстенсивного использования (сенокосов, пастбищ), лесов, полезащитных лесных полос и других защитных насаждений в соответствии с научно обоснованными показателями с учетом региональных особенностей и природно-климатических условий;

— уменьшение площади пахотных земель за счет эрозионно-опасных, деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных сельскохозяйственных угодий, пойм и прибрежных защитных полос водных объектов;

— создание новых и увеличение площади имеющихся территорий и объектов природно-заповедного фонда;

— создание условий для обеспечения формирования экосети;

— обеспечение широкого внедрения экологически сбалансированных технологий землепользования, в том числе направленных на развитие специальных сырьевых зон и органического сельскохозяйственного производства;

— совершенствование экономических механизмов стимулирования землевладельцев и землепользователей к производству экологически сбалансированной деятельности, сохранения почв и воспроизводства их плодородия;

— совершенствование экологического мониторинга, в том числе земель (включая крупномасштабные почвенные обследования и агрохимпаспортизацию), лесов и вод, совершенствование функционирования государственных земельного, лесного и водного кадастров, обеспечения землеустройства в части разработки соответствующей документации в области охраны земель и осуществления предусмотренных ею мероприятий, а также лесоустройства;

— обеспечение надлежащего функционирования и совершенствования системы раннего оповещения и мониторинга засух и гидрометеорологической сети наблюдений;

— внедрение интегрированного подхода к управлению земельными и другими природными ресурсами, повышение его скоординированности и эффективности.

Но увы, несмотря на амбициозные задачи, поставленные Концепцией, она не содержит указаний на основные методы достижения поставленных целей. Перечень конкретных задач будет определен в Национальном плане действий по борьбе с деградацией земель и опустыниванием, который будет утвержден в будущем.

 

Приказ Госземагентства Украины от 22.10.2014 № 343 «О Методических рекомендациях по подготовке территориальными органами Госземагентства к продаже на земельных торгах прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности за счет средств исполнителей земельных торгов».

Приказом рекомендуется главным управлением Госземагентства в областях, городе Киеве для использования в работе Методических рекомендаций по подготовке территориальными органами Госземагентства к продаже на земельных торгах прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности за счет средств исполнителей земельных торгов.

Интересными положениями Методических рекомендаций является:

— невозможность выставления на торги земельных участков, на которых расположены недвижимое имущество, или тех, которые на законных основаниях находятся в пользовании заявителей, или тех, по которым предоставлено разрешение на разработку соответствующей документации по землеустройству или состоянием на 15 октября 2014 в соответствующем главном управлении Госземагентства уже зарегистрировано ходатайство о предоставлении такого разрешения;

— возложение на арендатора земельного участка, право на который приобретен на торгах, обязанности уплатить исполнителю торгов расходы на подготовку лота и вознаграждение.

С первым положением все понятно — выставления на торги прав на земельные участки, разрешение на разработку проектов отвода, которых выдано определенным лицам, нарушит права указанных лиц на получение указанных участков в собственность или пользование.

А вот второе положение прямо нарушает:

— часть пятую статьи 135 Земельного кодекса Украины, по которой вознаграждение исполнителю торгов должен уплачиваться организатор торгов;

— часть пятую статьи 136 Земельного кодекса Украины, по которой подготовка лотов к проведению земельных торгов осуществляется за счет средств организатора земельных торгов.

 

28 октября 2014 вступил в силу Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «О регистрации виноградников» от 12.08.2014 № 303.

Требование о регистрации в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную аграрную политику, политику в сфере сельского хозяйства виноградников технических и столовых сортов в хозяйствах всех форм собственности указанная в статье 2 Закона Украины «О винограде и виноградном вине».

Приказом утвержден Порядок регистрации виноградников и ведения государственного реестра виноградников, который определяет механизм регистрации виноградников технических и столовых сортов в хозяйствах всех форм собственности и ведения государственного реестра виноградников Министерством аграрной политики и продовольствия Украины.

В соответствии с Порядком, регистрации подлежат виноградные насаждения технических и столовых сортов площадью более 0,5 гектара. Не подлежат регистрации виноградные насаждения, изреженность которых составляет более 60 процентов.

Порядок устанавливает, что хозяйства, которые занимаются выращиванием винограда, в срок с 01 апреля по 30 июня подают в структурные подразделения агропромышленного развития соответствующих районных или областных государственных администраций на бумажных и электронных носителях информацию о виноградных насаждения, подлежащие регистрации, по утвержденным формам.

Указанные структурные подразделения обобщают полученную информацию и представляют ее в Министерство аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым и структурные подразделения агропромышленного развития соответствующих областных государственных администраций, которые в свою очередь подают в Министерство. Министерство на основании проверки полученной информации утверждает региональные реестры виноградных насаждений.

На основании утвержденных региональных реестров виноградников формируется государственный реестр виноградников, который размещается на официальном сайте Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

3.Обобщение и практика судебных органов по земельным вопросам

 

Информационное письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О дополнении Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011 № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов» от 27.10.2014 № 01-06/1666/14.

В дополнение Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011 № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов» доводятся до сведения правовые позиции Верховного Суда Украины, изложенные в постановлениях, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов в порядке, предусмотренном разделом ХII-2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в спорах, возникающих, в частности, в сфере земельных правоотношений.

В частности, в постановлений и от 03.12.2013 № 5009/3430/12 высказана позиция Верховного суда Украины о том, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земельного участка является основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора.

Указанное постановление было принято Верховным судом Украины по результатам рассмотрения заявлений публичного акционерного общества «Запорожский абразивный комбинат» о пересмотре постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 25 апреля 2013 по делу № 5009/3430/12 по иску Запорожского межрайонного экологического прокурора в интересах государства в лице Запорожского городского совета к Обществу о взыскании задолженности.

Считаем целесообразным привести цитату из данного решения:

«Так, решением Совета от 03 марта 2008 № 79 «Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Запорожье» утверждена базовая стоимость 1 кв. м земли в размере 190,18 грн с учетом индексации нормативной денежной оценки земель г. Запорожье по состоянию на 01 января 2008 года. Решение Совета от 15 июня 2001 № 17 «Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Запорожье» признан утратившим силу с момента внедрения новой денежной оценки.

Таким образом, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земельного участка является основанием для пересмотра размера арендной платы.

Статья 526 ГК Украины, корреспондируется со статьей 193 Хозяйственного кодекса Украины, предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, однако ответчик ненадлежащим образом выполнил свой долг по расчету за арендованный земельный участок, что привело к возникновению задолженности в сумме 2107 877,31 грн.

Поскольку в договорах аренды земли стороны определили, что арендатор обязан самостоятельно ежегодно индексировать размер арендной платы в соответствии с индексацией нормативной денежной оценки земель в соответствии с действующим законодательством, Высший хозяйственный суд Украины при решении дела № 5009/3430/12 правильно применил нормы материального права, а следовательно, в удовлетворении заявления Общества следует отказать».

Земельный союз Украины специально для Инфоиндустрии