Новеллы земельного законодательства – итоги года

2014 ознаменовался совершенствованием нормативно-правового регулирования земельных отношений. Основные изменения, в частности, были связаны с совершенствованием систем регистрации земельных участков и прав на них. Также в 2014 году был принят ряд законодательных и нормативных актов, направленных на урегулирование проблемных вопросов оценки земельных участков, регистрации земельных участков и прав на земельные участки, защиты прав на землю. Отдельное внимание в нормотворчестве в 2014 году было уделено системе налогообложения.

В этом ежегодном дайджесте, подготовленном  экспертами Земельного союза, изложена сущность основных новелл земельного законодательства Украины в 2014 год.

1. Законодательные и нормативные изменения

01 апреля 2014 года вступил в силу Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине», который был принят 27 марта 2014 за № 1166-VII.

Законом, в частности внесены изменения в Налоговый кодекс Украины в Раздел XIII «Плата за землю», изменены ставки земельного налога. Радикально увеличено налогообложения сельскохозяйственного землепользования, поскольку базой для взимания фиксированного сельскохозяйственного налога взамен нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий в 1995 году, стала текущая нормативная денежная оценка с учетом коэффициента индексации по состоянию на 01 января базового налогового (отчетного) года. Новые показатели оценки превышают предыдущие в 5,6 раза (учитывается коэффициент индексации 3,2 и дополнительный коэффициент 1,756, который был введен в 2011 году).

19 апреля 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «Об информации» и Закона Украины «О доступе к публичной информации» за № 1170-VII, который был принят 27 марта 2014 года.

Законом, в частности, внесены изменения в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», а именно указывается, что материалы генерального плана населенного пункта теперь не могут содержать информацию с ограниченным доступом и быть ограниченными в доступе. Общая доступность материалов генерального плана населенного пункта обеспечивается путем его размещения на веб-сайте органа местного самоуправления и в местных периодических печатных средствах массовой информации, а также в общедоступном месте в помещении такого органа. Материалы генерального плана населенного пункта предоставляются по запросу в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации».

Таким образом, благодаря принятому Закону в значительной степени должен быть упрощен доступ к градостроительной документации, которая широко используется при регулировании земельных отношений и которая, до последнего времени, нередко «засекречивалась» органами местного самоуправления с целью скрытого перераспределения земель. Принят Закон дает надежды на повышение прозрачности земельных и градостроительных отношений, а также усиление общественного контроля за деятельностью органов власти.

09 апреля 2014 принято Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера» за № 1193-VII.

Законом вносятся изменения в некоторые законодательные акты Украины, которые касаются документов разрешительного характера. В частности, внесены изменения в Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, которыми исключены:

– заключение Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству, о согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка;

– заключение по использованию земельных лесных участков для добычи полезных ископаемых (кроме добычи полезных ископаемых местного значения для собственных нужд), прокладка кабельных линий, трубопроводов и других коммуникаций, осуществления буровых, взрывных и других работ, не связанных с ведением лесного хозяйства;

– согласование изменения целевого назначения земельных лесных участков;

– согласование Кабинетом Министров Украины продажи земельных участков, находящихся в собственности территориальных громад, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

– согласование Кабинетом Министров Украины продажи земельных участков, находящихся в собственности территориальных громад, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

– согласование и утверждение проектов землеустройства сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, личных крестьянских, фермерских хозяйств.

Формально, теперь указанные документы не могут требоваться от субъектов хозяйствования, однако до внесения изменений в специальные акты законодательства эти документы могут потребоваться от субъектов, не имеющих предпринимательского статуса.

Внесены изменения в Лесной кодекс Украины, которыми его гармонизировали с требованиями земельного законодательства в части использования земельных лесных участков. В частности, использование земельных лесных участков для размещения предприятий, сооружений и других объектов, которые вредно влияют на состояние и воспроизводство лесов, отныне осуществляться после предоставления таких участков для указанных целей в порядке, установленном Земельным кодексом Украины. Использование земельных лесных участков для добычи полезных ископаемых (кроме добычи полезных ископаемых местного значения для собственных нужд), прокладка кабельных линий, трубопроводов и других коммуникаций, осуществления буровых, взрывных и других работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, также осуществляется после предоставления таких участков для указанных целей в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.

09 мая 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в статью 19 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» относительно особенностей государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, строительство которых окончено к 05 августа 1992» от 15 апреля 2014 № 1212-VII.

До принятия этого Закона Украины, законодательство предусматривало различные правила ввода в эксплуатацию и регистрацию прав собственности на жилые дома, причем вообще не была предусмотрена процедура ввода в эксплуатацию объектов, строительство которых окончено к 05 августа 1992 года – индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним.

Ввиду этого, существовала необходимость на законодательном уровне упростить процедуру регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимости, находящиеся в сельских населенных пунктах. Законом внесены изменения в статью 19 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», которые направлены на внедрение упрощенной схемы регистрации прав собственности, с последующей выдачей соответствующего свидетельства о праве собственности, на объекты, строительство которых окончено к 05 августа 1992 года, индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, расположенные в сельских населенных пунктах без проведения их технической инвентаризации, вместо которой предъявляется выписка из похозяйственной книги, выдаваемая исполнительным органом сельских советов (в случае, если такой орган не создан – сельским головой) или соответствующим архивным учреждением.

Как известно, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент ввода в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, находящихся в сельской местности, такие объекты не подлежали регистрации в органах БТИ. Документом, который содержал исчерпывающую информацию, об объекте и его владельце была похозяйственная книга, которая хранилась в соответствующих сельских советах. Таким образом, обязательность проводить техническую инвентаризацию указанных объектов недвижимого имущества, строительство которых окончено к 05 августа 1992 года, отменяется принятым Законом Украины от 15 апреля 2014 № 1212-VII. Государственная регистрация прав собственности на эти объекты должна осуществляться, в случае отсутствия технического паспорта, при предъявлении выписки из похозяйственной книги выданной исполнительным органом сельских советов (в случае, если такой орган не создан – сельским головой) или соответствующим архивным учреждением.

Кроме юридической составляющей данного вопроса, важным обстоятельством который заставляет ввести упрощенную схему регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимости выступает тот факт, что владельцы таких домов – пенсионеры, которые не в состоянии оплатить, в частности, услуги по изготовлению технического паспорта. Кроме того, это не единственная денежная оплата, которую необходимо отдать пенсионеру.

Введение упрощенной схемы регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимости, позволяет владельцам совершать гражданско-правовые действия со своей недвижимостью, от чего получит пользу, как семья владельцев, к которым переходить права на здания и государство, которое получит доход от уплаты государственной пошлины за регистрацию прав собственности и заключенных соглашений.

08 мая 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предоставления информации о государственной регистрации прав и их отягощений из Государственного реестра прав на недвижимое имущество» от 16 апреля 2014 № 1219-VII.

Законом внесены изменения в статью 461 Закона Украины «О нотариате», целью которых является расширение полномочий нотариусов в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части возложения на них функций по предоставлению выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Вступление в силу произошло 08.05.2014.

Как известно, в соответствии со статьей 9 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», нотариус как специальный субъект осуществляет функции государственного регистратора, кроме предусмотренных пунктами 4 и 6 части второй статьи 9 Закона. Так, пунктом седьмым части второй статьи 9 Закона установлено, что государственный регистратор предоставляет информацию из Государственного реестра прав или отказывает в ее предоставлении в случаях, предусмотренных этим Законом. Частью первой статьи 28 Закона определено, что информация из Государственного реестра прав о государственной регистрации прав и их отягощений предоставляется в форме, в частности, выписки.

При этом количество заявлений, которые поступают к государственным регистраторам, создает значительную нагрузку на них, и приводит к возникновению очередей и ухудшению качества предоставления услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Таким образом, учитывая, что нотариус действует как специальный субъект, на которого возлагаются функции государственного регистратора, отныне полномочия нотариусов в этой сфере расширены в части возложения на них функций по предоставлению информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.

03.07.2014 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» об отмене платы за внесение сведений в Государственный земельный кадастр и изменений к ним» от 05 июня 2014 № 1325-VII.

Данным законом отменена плата за:

– государственную регистрацию земельного участка;

– внесение изменений в сведения Поземельной книги относительно целевого назначения земельного участка, состава угодий, нормативной денежной оценки, а также к сведениям о границах земельного участка (в случае их установления (восстановления) по фактическому использованию земельного участка);

– государственную регистрацию ограничений в использовании земель;

– внесение в Государственный земельный кадастр сведений о границах части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута.

Предоставление сведений из Государственного земельного кадастра по обращению Верховной Рады АР Крым, Совета министров АР Крым, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществляются бесплатно.

09 июля 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 17 июня 2014 № 1507-VII.

Законом внесены изменения в Земельный кодекс Украины и в Закон Украины «О банках и банковской деятельности».

Указанными изменениями ликвидируется публичное акционерное общество «Государственный земельный банк».

31 июля 2014 принят Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно зачисления арендной платы за водные объекты в местные бюджеты» от 04 июля 2014 № 1592-VII.

Данным Законом определено, что арендная плата за водные объекты (их части), которые предоставляются в пользование на условиях аренды Советом министров Автономной Республики Крым, областными, районными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, местными советами зачисляется соответственно в бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, бюджеты местного самоуправления.

23 августа 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам оценочной деятельности» от 29 мая 2014 № 1284-VII.

Закон стал одним из важных шагов на пути ликвидации введенной в 2013 году коррупционной схемы т.н. «Оценки для целей налогообложения», благодаря которой ограниченный круг оценщиков смог монопольно предоставлять услуги по оценке имущества при его отчуждении. Этим Законом Украины внесены изменения в Закон Украины «О Фонде государственного имущества Украины» и в «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации относительно реализации положений Государственной программы приватизации на 2012-2014 годы», которыми устранена законодательная база для осуществления «налоговой оценки» по специальным правилам. Отныне законодательство предусматривает, что оценка объектов приватизации, а также оценка другого имущества, имущественных прав, в том числе нормативная денежная оценка, осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам оценочной деятельности.

Обращаем внимание, что определение стоимости земельных участков и прав на них осуществляется по экспертной денежной оценке земельных участков, которая проводится в соответствии с Законом Украины «Об оценке земель».

27 сентября 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно перевода садовых и дачных домов в жилые дома и регистрации в них места жительства» от 02 сентября 2014 № 1673-VII.

Законом внесены изменения и дополнения в Жилищный и Гражданский кодексы Украины, Закон Украины «О свободе передвижений и свободном выборе места проживания в Украине», которыми предусмотрены изменения, позволяющие переводить дачные и садовые дома в жилые дома.

В частности, определено, что граждане в соответствии с законом имеют право на перевод дачных и садовых домов, которые отвечают государственным строительным нормам, в жилые дома в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Решение о переводе дачных и садовых домов в жилые дома принимается соответствующими органами местного самоуправления».

Также определено, что временно,допроведенияреформы административно-территориального устройства, дачные поселения и садоводческие общества в пригородных зонах учитываются по тем населенными пунктами, с которыми они связаны административно или территориально.

Временно, до проведения реформы административно-территориального устройства, к жителям, объединенных постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, также относятся жители, проживающие постоянно за пределами этих административно-территориальных единиц, но жилье которых отнесено к соответствующему села, поселка или города.

16 октября 2014 вступил в силу Закон Украины «Об очистке власти» от 16 сентября 2014 № 1682-VII.

Этот Закон определяет правовые и организационные основы проведения очистки власти (люстрации) для защиты и утверждения демократических ценностей, верховенства права и прав человека в Украине.

Очищение власти (люстрация) – это установленный настоящим Законом или решением суда запрет отдельным физическим лицам занимать определенные должности (находиться на службе) (кроме выборных должностей) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

25 ноября 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» от 14 октября 2014 года № 1701-VII.

Законом, в частности, были внесены изменения в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» следующего содержания.

Во-первых, в Законе появилась норма, согласно которойинформация о зарегистрированных правах и их обременения, содержащейся в Государственном реестре прав, является открытой и общедоступной.В результате реализации указанной нормы, в Законе установлено право любого физического или юридического лица на получение информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее – Государственный реестр прав) о правах и обременениях на определенный объект недвижимого имущества.

При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды, органы внутренних дел, прокуратуры, Службы безопасности Украины, адвокаты и нотариусы могут получать информацию двух видов:

– по субъекту права;

– по объекту недвижимого имущества.

Закон предусматривает предоставление указанным субъектам непосредственного доступа в Государственный реестр прав при идентификации соответствующего должностного лица с помощью электронной цифровой подписи. Порядок доступа будет определять Правительство(сейчас такой порядок не определен).

Все остальные физические и юридические лица смогут получать информацию только о правах на определенный объект недвижимого имущества (так, получить, например, полный перечень объектов недвижимости, которые принадлежат определенному лицу, они не смогут).Отличается также порядок получения указанными лицами данной информации. Нужную информацию можно будет получить:

-в электронной форме через официальный веб-сайт Укргосреестра;

-путем предоставления письменного заявления о получении информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество (лично и через учреждения почтовой связи) в орган государственной регистрации прав или нотариуса.

Следует отметить, что указанные положения достаточно прогрессивные и открытость информации о правах собственности на недвижимость непременно будет иметь положительный эффект в деле борьбы с коррупцией.Однако, замечаем, что Государственный реестр прав на недвижимое имущество функционирует только с 01 января 2013 года и на сегодняшний день располагает информацией лишь о достаточно небольшой части недвижимого имущества (это только те объекты, которые были задействованы в сделках, которые состоялись с 2013 года).Основной массив информации о правах на землю накопленный в Государственном земельном кадастре в состав Государственного реестра не передавался. Это же касается и информации о правах собственности на здания и сооружения, которые регистрировались до 2013 года коммунальными предприятиями бюро технической инвентаризации. Было бы весьма полезным, если бы впоследствии было открыто общий доступ и к указано информации.

2. Акты органов исполнительной власти в сфере земельных отношений

12 марта 2014 принято Постановление Кабинета Министров Украины «Об определении вопросов, относящихся к компетенции Первого вице-премьер-министра Украины и вице-премьер-министров Украины» № 69.

В Постановлении определено, что вопросами земельных отношений будет заниматься Вице-премьер-министр Украины – Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, кроме вопросов сохранения почв и охраны их плодородия, государственного надзора (контроля) в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель, отнесенных к компетенции Первого вице-премьер-министра Украины.

14 марта 2014 принят Приказ Министерства юстиции Украины «О мерах по предоставлению услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество» № 524/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 марта 2014 за № 357/25134.

 

Приказом установлено, что государственной регистрации прав и их обременений на недвижимое имущество, расположенное в пределах территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, в соответствии с законодательством в сфере государственной регистрации прав осуществляют:

по заявлениям, которые подаются лично заявителем или путем отправки по почте в органы государственной регистрации прав Автономной Республики Крым и города Севастополя, – государственные регистраторы прав на недвижимое имущество органов государственной регистрации прав Днепропетровской, Одесской, Хмельницкой и Черниговской областей;

по заявлениям, которые подаются лично заявителем или путем отправки по почте в органы государственной регистрации прав Херсонской и Запорожской областей, – государственные регистраторы таких органов.

04 апреля 2014 вступил в силу Приказ Министерства юстиции Украины «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Украины от 2 апреля 2013 № 607/5» принятый 26.03.2014 года № 570/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 марта 2014 г. за № 370/25147.

Вносятся изменения в приказ Министерства юстиции Украины от 02 апреля 2013 № 607/5 «О мерах по взаимодействию органов государственной регистрации прав и их должностных лиц». Этот довольно сомнительный с точки зрения соответствия требованиям законодательства приказ значительно усложняет, в некоторых случаях процедуру регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку орган государственной регистрации прав в день принятия соответствующего заявления не рассматривает ее самостоятельно, а с помощью программного обеспечения Государственного реестра прав на недвижимое имущество передает такое заявление на рассмотрение в Укргосреестр. В дальнейшем государственный регистратор прав на недвижимое имущество Укргосреестру с соблюдением процедуры, определенной Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2013 № 868, рассматривает заявление, представленные в ней электронные копии документов, представленных для государственной регистрации прав, и принимает соответствующее решение.

«Усложненная» процедура регистрации прав, после внесенных изменений, остается в тех случаях, когда вещные права регистрируются:

• на основании решений судов, вступивших в законную силу, где одной из сторон является юридическое лицо, и/или другой субъект хозяйствования, и / или физическое лицо-предприниматель (кроме случаев государственной регистрации права собственности на основании решений судов по делам о наследовании);

• на основании договоров ипотеки, содержащие предостережение об удовлетворении требований ипотекодержателя;

• на предприятия как единые имущественные комплексы;

• на вновь сформированные земельные участки лесного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, водного и природно-заповедного фонда общей площадью более 1 га;

• на земельные участки общей площадью более 1 га, отводимых за счет земель лесохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, водного и природно-заповедного фонда (в том числе с изменением целевого назначения);

• на основании договоров об инвестировании и / или договоров о совместной деятельности, одной из сторон в которых является государство в лице органа управления имуществом или территориальная община в лице соответствующего органа местного самоуправления или предприятия, учреждения, организации государственной или коммунальной формы собственности (кроме случаев государственной регистрации права собственности на объекты жилой недвижимости за физическими лицами);

• на объекты недвижимого имущества общей площадью более 5000 кв. метров, расположенные на земельном участке.

Стоит отметить, что «осложнений» нет в случаях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регистрация которых проведена до 01 января 2013 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, а также государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество одновременно с заявлениями о государственной регистрации производных от права собственности прав на недвижимое имущество, регистрация которых проведена до 01 января 2013 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения.

Следует отметить, что формально действующее законодательство не предусматривает никаких «осложненных» процедур при регистрации прав на недвижимое имущество, а заявление о регистрации прав на такое имущество по общему правилу должно рассматриваться тем регистратором прав, которому она была подана.

06 мая 2014 вступил в силу Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «Об утверждении Требований к техническому и технологическому обеспечению исполнителей топографо-геодезических и картографических работ» от 11.02.2014 № 65, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 08 апреля 2014 г. под № 395/25172.

Приказом утверждаются Требования к техническому и технологическому обеспечению исполнителей топографо-геодезических работ и картографических работ, которые распространяются на субъектов хозяйствования, которые выполняют топографо-геодезические и картографические работы с целью создания геодезических, топографических и картографических материалов, данных, топографо-геодезической и картографической продукции.

Предусмотрено, что исполнители работ должны иметь на праве собственности или иных законных основаниях широкий спектр средств вычислительной и информационной техники, технические средства, необходимых для выполнения топографо-геодезических и картографических работ.

Геодезические инструменты и оборудование, компьютерная, вычислительная, информационная техника и программное обеспечение, которые применяются для выполнения топографо-геодезических и картографических работ, должны обеспечивать необходимую точность измерений, автоматизацию процессов обработки данных, получения геодезических, топографических и картографических материалов и данных в бумажном и электронном виде.

Созданные исполнителями работ топографо-геодезические и картографические материалы должны подписываться руководителем предприятия и сертифицированным инженером-геодезистом.

Однако стоит отметить, что действующее законодательство Украины не предусматривает никаких санкций за нарушение введенных Требований к техническому и технологическому обеспечению исполнителей топографо-геодезических и картографических работ, ведь, после отмены лицензирования соответствующих видов хозяйственной деятельности в 2010 году, к ответственности могут привлекаться только сертифицированные инженеры-геодезисты, а не субъекты хозяйствования, которые являются исполнителями работ.

03 июня вступил в силу приказ Министерства юстиции Украины «О мероприятиях по государственной регистрации прав на земли сельскохозяйственного назначения» от 28.05.2014 № 845/5. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 29 мая 2014 за № 568/25345.

Данным приказом Минюст вводит принцип экстерриториальности по регистрации прав аренды земель сельскохозяйственного назначения, который предусматривает, что регистрация может осуществляться не только по месту расположения земельного участка, а также государственными регистраторами других структурных подразделений, которые действуют в пределах соответствующей области.

Также приказом внесены изменения в приказы Министерства юстиции Украины от 26 декабря 2011 года № 3601/5 «Об утверждении форм решений государственного регистратора прав на недвижимое имущество и требований к их оформлению» и от 22 ноября 2011 года № 3360/5 «Об утверждении образца и описания печати государственного регистратора прав на недвижимое имущество».

Структурные подразделения, государственные регистраторы которые будут проводить государственную регистрацию прав на земли сельскохозяйственного назначения в пределах области, определяться будут руководителем регистрационной службы главного управления юстиции в соответствующей области, исходя из необходимости, большой нагрузки или временного отсутствия государственных регистраторов, путем принятия соответствующего приказа.

Фактически, этот приказ позволит создать «мобильные группы» государственных регистраторов прав при главных управлениях юстиции в областях, которые смогут оперативно реагировать на возникновение очередей с регистрацией договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения в отдельных районах и частично «разгружать» регистраторов районного уровня.

Стоит отметить, что в перспективе стоит вообще убрать «территориальный монополизм» государственных регистраторов прав, ведь законодательство Украины является одинаковым на всей территорий нашего государства, а потому искусственное ограничение возможностей владельцев и пользователей недвижимости регистрировать свои права на нее только у регистраторов того района, в котором находится данное имущество, есть явно неоправданным, сужает свободу граждан Украины в вопросе получения административных услуг и стимулирует коррупцию.

05 июня 2014 вступило в силу Распоряжение Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления административных услуг органов исполнительной власти через центры предоставления административных услуг» от 16 мая 2014 № 523-р.

Распоряжением утвержден перечень административных услуг органов исполнительной власти, которые должны предоставляться через центры предоставления административных услуг, созданных районными государственными администрациями.

К указанным услугам включены некоторые услуги, касающиеся земельных отношений, а именно:

• государственная регистрация земельного участка с выдачей выписки из Государственного земельного кадастра;

• внесение в Государственный земельный кадастр сведений (изменений к ним) о земельном участке;

• внесение в Государственный земельный кадастр сведений о границах части земельного участка, на который распространяются права субаренды, сервитута, с выдачей выписки;

• внесение в Государственный земельный кадастр сведений (изменений к ним) о землях в границах территорий административно-территориальных единиц с выдачей выписки;

• государственная регистрация ограничений в использовании земель с выдачей выписки;

• внесение в Государственный земельный кадастр сведений об ограничениях в использовании земель, установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, с выдачей выписки;

• исправление технической ошибки в сведениях из Государственного земельного кадастра, допущенной органом, осуществляющим его ведения, с выдачей выписки;

• предоставление сведений из Государственного земельного кадастра в форме выписки из Государственного земельного кадастра (о землях в границах территории административно-территориальных единиц, ограничения в использовании земель, земельного участка), справки, содержащие обобщенную информацию о землях (территории), выкопировки из кадастровой карты (плана) и другой картографической документации;

• выдача справок о наличии и размере земельной доли (пая), а также наличие в Государственном земельном кадастре сведений о получении в собственность земельного участка в пределах норм бесплатной приватизации по определенному виду целевого назначения (использования);

• выдача сведений из документации по землеустройству, которая включена в Государственный фонд документации по землеустройству.

Стоит отметить, что большинство перечисленных административных услуг вследствие несовершенства программного обеспечения, которое используется для ведения Государственного земельного кадастра, не предоставляются даже территориальными органами Госземагентства Украины, а потому, вряд ли, их смогут предоставлять через центры предоставления административных услуг. Кроме того, Госземагентство Украины длительное время откровенно саботирует выполнение требований Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» о предоставлении сведений Государственного земельного кадастра другим органам власти и заинтересованным лицам.

13 июня 2014 выдано отдельное поручение Председателя Госземагентства Украины Рудика С.Я. начальникам главных управлений Госземагентства в областях и городе Киеве по обеспечению реализации права граждан – членов семей погибших во время событий, произошедших на Майдане.

С целью обеспечения реализации права граждан – членов семей (дети, жена (муж), родители), которые потеряли близких, во время событий, произошедших на Майдане, на бесплатное получение земельных участков в собственность из земель запаса сельскохозяйственного назначения государственной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных законодательством, поручаю обеспечить:

– формирование списков граждан – членов семей (дети, жена (муж), родители), которые потеряли близких на Майдане, и ранее не воспользовались в установленном законодательством порядке правом на бесплатное получение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения;

– подготовку для указанной категории граждан, образцов ходатайств (заявлений) о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины;

– оперативное рассмотрение в установленном законодательством порядке ходатайств (заявлений) о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка указанной категории граждан и принятия соответствующего решения (приказа).

С целью информирования указанной категории граждан информацию о выполнении этого отдельного поручения размещать на официальных сайтах соответствующих территориальных органов Госземагентства Украины.

Приказ Госземагентства Украины от 13.06.2014 № 180 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию электронных документов для сведений о государственной геодезической сети, государственной границе и границ административно-территориальных единиц Украины».

Приказом утверждены Методические рекомендации по формированию электронных документов для сведений о государственной геодезической сети, государственной границе и границ административно-территориальных единиц Украины, разработаны в соответствии с Требованиями к содержанию, структуре и технических характеристик электронного документа, определенных в приложении 1 к Порядку ведения Государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2012 № 1051 и определяют рекомендуемый механизм для качественного и полного заполнения элементов электронного документа в формате XML для сведений о государственной геодезической сети, государственной границе и границе административно-территориальных единиц Украины.

09 июля 2014 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на временно оккупированной территории» от 02 июля 2014 № 226.

Постановлением установлено, что государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, внесение изменений в записи Государственного реестра прав на недвижимое имущество, ведение регистрационных и учетных дел, совершение других регистрационных действий в отношении недвижимого имущества, расположенного в пределах территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя, осуществляют органы государственной регистрации прав Херсонской и Запорожской областей в соответствии с законодательством Украины в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

20 августа 2014 зарегистрирован Приказ Министерства юстиции Украины от 15.08.2014 № 1354/5 «О временных мерах по предоставлению услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей».

Приказом установлено, что заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей, могут подаваться как к любому органу государственной регистрации прав на территории области, в пределах которой расположено недвижимое имущество, так и в органы государственной регистрации прав Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Сумской и Черниговской областей.

Принятый приказ позволит к освобождению отдельных городов и районов Восточной Украины в рамках антитеррористической операции обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество.

13 августа 2014 принято Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество» за № 337.

Постановлением вносятся изменения в Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2013 № 868 «Об утверждении Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, и Порядка предоставления информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество».

Постановлением исключено необходимость нотариального удостоверения подлинности подписи совладельцев многоквартирного дома на их согласии на достройку аттикового и мансардных этажей и присоединение мест общего пользования. Кроме того, не будут нуждаться в нотариальном удостоверения письменные заявления совладельцев о распределении долей в общей собственности на реконструированный объект недвижимого имущества и заявления о распределении долей в общей собственности на новый или реконструированный объект недвижимого имущества в связи с приобретением права общей собственности на такой объект.

Важным является усовершенствование процедуры проведения государственной регистрации права собственности с выдачей свидетельства на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, расположенных на территории сельских советов и законченные строительством до 05 августа 1992 г., заинтересованным лицом может быть лицо, за которым закреплены лицевые счета в похозяйственных книгах соответствующих сельских советов.

Теперь, для проведения государственной регистрации прав с выдачей свидетельства на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, расположенные на территории сельских советов и законченные строительством до 05 августа 1992, заявитель подает государственному регистратору прав:

документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение вещных прав на земельный участок (причем этим документом может также считаться решение сельского совета о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность или пользование;

выписку из похозяйственной книги, которая предоставляется исполнительным органом сельского совета, сельским головой (в случае, когда исполнительный орган не создан) или соответствующем архивным учреждением;

технический паспорт на объект недвижимого имущества (в случае, когда в выписке из похозяйственной книги отсутствуют сведения о технической характеристике объекта недвижимого имущества).

Кроме того, постановление предусматривает, что документы, представленные лицом, который привлекал средства физических и юридических лиц (заказчиком строительства), после изготовления электронных копий путем сканирования и размещения в Государственном реестре прав, возвращаются такому лицу.

16 сентября 2014 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 10 сентября 2014 № 442.

С целью оптимизации системы центральных органов исполнительной власти и в соответствии с пунктами 9 и 9-1 статьи 116 Конституции Украины, Кабинет Министров Украины постановил, в частности, создать Государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, реорганизовав Государственное агентство земельных ресурсов Украины путем преобразования.

Ликвидирована Государственная инспекция сельского хозяйства, возложив функциипо осуществлению государственного надзора (контроля) в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности, плодородия почв – на Государственную экологическую инспекцию.

Также возложено на Министерство аграрной политики и продовольствия функции по обеспечению формирования государственной политики по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения и на Государственную регистрационную службу функции по осуществлению государственной регистрации прав на земельные участки и их отягощений.

02 сентября 2014 вступил в силу Приказ Министерства юстиции Украины «О временных мерах по предоставлению услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей» от 15.08.2014 № 1354/5.

Приказом установлено, что заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей, могут подаваться как к любому органу государственной регистрации прав на территории области, в пределах которой расположено недвижимое имущество, так и в органы государственной регистрации прав Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Сумской и Черниговской областей.

В случае подачи заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей, в органы государственной регистрации прав Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Сумской и Черниговской областей государственные регистраторы прав на недвижимое имущество таких органов проводят государственную регистрацию прав в соответствии с Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2013 № 868.

10 октября 2014 вступил в силу Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «Об утверждении Порядка подготовки и внесения в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства» от 27.08.2014 № 317.

Приказом был утвержден Порядок подготовки и внесения в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, который устанавливает процедуру подготовки и внесения органами Государственной инспекции сельского хозяйства Украины в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, их учета, контроля за выполнением и принятия мер реагирования в случае невыполнения требований.

Необходимость утверждения Порядка актуально уже около трех лет.Госсельхозинспекция была образована еще в конце 2010 года.Однако существующим до последних времен Порядком подготовки и внесения в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ходатайств по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, который был утвержден приказом Госкомзема от 14 декабря 2004 № 407, было предусмотрено осуществление функций по государственному контролю за использованием и охраной земель Госсельхозинспекцией.

Большинство положений нового Порядка вобрали в себя положения порядка старого. Исключением стала подробно выписана процедура обжалования ходатайств Госсельхозинспекции.

Кроме того, изменены сроки внесения ходатайств о необходимости приведения в соответствие с законодательством решений, принятых органами исполнительной власти или органами местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений, использования и охраны земель.Ранее такое ходатайство вносилось в течение десяти дней со дня выявления нарушения, сейчас этот срок сокращен до пяти рабочих дней.

Также Порядком обязано инспекционные органы Госсельхозинспекции Украины письменно сообщать о совершении лицом действий, содержащих признаки коррупции, соответствующий специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.

Следует отметить, что 10 сентября 2014 постановлением Кабинета Министров Украины № 442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» Государственная инспекция сельского хозяйства Украины была ликвидирована, с возложением функции по осуществлению государственного надзора (контроля) в части соблюдения земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности, плодородия почв на Государственную экологическую инспекцию.Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать утверждения нового порядка.

22 октября 2014 принято Распоряжение Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции борьбы с деградацией земель и опустыниванием» от 22 октября 2014 № 1024-р.

Распоряжением одобрена Концепция борьбы с деградацией земель и опустыниванием.Целью Концепции является повышение эффективности реализации государственной политики по борьбе с деградацией земель и опустыниванием, определение приоритетных задач, укрепление институциональной способности и улучшения координации деятельности уполномоченных органов в соответствующей сфере, а также обеспечение выполнения Украиной как стороной Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, что испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, международных обязательств.

Концепцией признано необходимым осуществление мероприятий по:

– совершенствованию структуры земельных угодий и направлений хозяйственной деятельности с целью формирования сбалансированного соотношения между земельными угодьями и обеспечения экологической безопасности и равновесия территории, в частности:

– увеличение площади сельскохозяйственных угодий экстенсивного использования (сенокосов, пастбищ), лесов, полезащитных лесных полос и других защитных насаждений в соответствии с научно обоснованными показателями с учетом региональных особенностей и природно-климатических условий;

– уменьшение площади пахотных земель за счет эрозионно-опасных, деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных сельскохозяйственных угодий, пойм и прибрежных защитных полос водных объектов;

– создание новых и увеличение площади имеющихся территорий и объектов природно-заповедного фонда;

– создание условий для обеспечения формирования экосети;

– обеспечение широкого внедрения экологически сбалансированных технологий землепользования, в том числе направленных на развитие специальных сырьевых зон и органического сельскохозяйственного производства;

– совершенствование экономических механизмов стимулирования землевладельцев и землепользователей к производству экологически сбалансированной деятельности, сохранения почв и воспроизводства их плодородия;

– совершенствование экологического мониторинга, в том числе земель (включая крупномасштабные почвенные обследования и агрохимпаспортизацию), лесов и вод, совершенствование функционирования государственных земельного, лесного и водного кадастров, обеспечения землеустройства в части разработки соответствующей документации в области охраны земель и осуществления предусмотренных ею мероприятий, а также лесоустройства;

– обеспечение надлежащего функционирования и совершенствования системы раннего оповещения и мониторинга засух и гидрометеорологической сети наблюдений;

– внедрение интегрированного подхода к управлению земельными и другими природными ресурсами, повышение его скоординированности и эффективности.

Но, увы, несмотря на амбициозные задачи, поставленные Концепцией, она не содержит указаний на основные методы достижения поставленных целей. Перечень конкретных задач будет определен в Национальном плане действий по борьбе с деградацией земель и опустыниванием, который будет утвержден в будущем.

28 октября 2014 вступил в силу Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «О регистрации виноградников» от 12.08.2014 № 303.

Требование о регистрациив центральном органе исполнительной власти, который реализует государственную аграрную политику, политику в сфере сельского хозяйства виноградниковтехническихистоловыхсортовв хозяйствахвсехформсобственностиуказанная в статье 2 Закона Украины «О винограде и виноградном вине».

Приказом утвержден Порядок регистрации виноградников и ведения государственного реестра виноградников, который определяет механизм регистрации виноградников технических и столовых сортов в хозяйствах всех форм собственности и ведения государственного реестра виноградников Министерством аграрной политики и продовольствия Украины.

В соответствии с Порядком, регистрации подлежат виноградные насаждения технических и столовых сортов площадью более 0,5 гектара.Не подлежат регистрации виноградные насаждения, изреженность которых составляет более 60 процентов.

Порядок устанавливает, чтохозяйства, которые занимаются выращиванием винограда, в срок с 01 апреля по 30 июня подают в структурные подразделения агропромышленного развития соответствующих районных или областных государственных администраций на бумажных и электронных носителях информацию о виноградных насаждения, подлежащие регистрации, по утвержденным формам.

Указанные структурные подразделения обобщают полученную информацию и представляют ее в Министерство аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым и структурные подразделения агропромышленного развития соответствующих областных государственных администраций, которые в свою очередь подают в Министерство.Министерство на основании проверки полученной информации утверждает региональные реестры виноградных насаждений.

На основании утвержденных региональных реестров виноградников формируется государственный реестр виноградников, который размещается на официальном сайте Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

Приказ Госземагентства Украины от 20.11.2014 № 379 «Об организации регистрации аппаратуры спутниковых радионавигационных систем».

Приказом установлено, что регистрация аппаратуры спутниковых радионавигационных систем геодезического кода 9015 по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, применяется при проведении топографо-геодезических, картографических, проектных, исследовательских работ и изысканий и кадастровых съемок, кроме аппаратуры указанного типа Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, осуществляется Департаментом геодезической и картографической деятельности Госземагентства Украины.

Также утверждена форма журнала регистрации аппаратуры спутниковых радионавигационных систем геодезического кода 9015 по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, которая применяется при проведении топографо-геодезических, картографических, проектных, исследовательских работ, изысканий и кадастровых съемок, кроме аппаратуры указанного типа Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины.

12 декабря 2014 вступил в силу Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «Об утверждении Порядка обследования и обновления пунктов Государственной геодезической сети» от 03.11.2014 № 435.

Приказом утвержден Порядок обследования и обновления пунктов Государственной геодезической сети.Этот Порядок определяет механизм обследования и обновления пунктов Государственной геодезической сети, устанавливает типы их центров и является обязательным для исполнения субъектами геодезической и картографической деятельности.

Также приказом признан утратившим силу приказ Главного управления геодезии, картографии и кадастра при Кабинете Министров Украины от 19 мая 1993 года № 23 «Об утверждении Инструкции о типах центров геодезических пунктов (ГКНТА-2.01,02-01-93)».

3. Обобщение и практика судебных органов по земельным вопросам

Информационное письмо Высшего хозяйственного суда «О дополнении Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011 № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятые по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов» от 20.05.2014 № 01-06/646/2014.

В письме, в частности, отмечается, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земельного участка является основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора (постановление от 03.12.2013 № 5009/3430/12).

Письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О дополнении Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011 № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов» от 01.07.2014 № 01-06/841/2014.

В письме отмечается, что не проведение земельных торгов при передаче в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в коммунальной собственности, является нарушением органом местного самоуправления хозяйственной компетенции при заключении такого вида договоров (постановление от 03.06.2014 № 13/17/5022-675/2012).

Постановление Высшего хозяйственного суда Украины «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления пленума Высшего хозяйственного суда Украины» от 10.07.2014 № 6.

В связи с изменениями, которые произошли в законодательстве Украины, и с вопросами, которые возникают в судебной практике по применению хозяйственными судами норм материального и процессуального права, постановлением вносятся изменения и дополнения в некоторые постановления пленума Высшего хозяйственного суда Украины, касающихся земельных отношений.

В частности, Пленум Высшего хозяйственного суда Украины отмечает, если в договоре аренды земли стороны определили, что арендатор обязан самостоятельно ежегодно индексировать размер арендной платы в соответствии с индексацией нормативной денежной оценки земель в соответствии с действующим законодательством, а он не выполнил или выполнил ненадлежащим образом свою обязанность по расчету размера арендной платы и это привело к возникновению задолженности, то с учетом требований части первой статьи 15, частей первой и второй статьи 21 Закона Украины «Об аренде земли», статьи 526 ГК Украины и статьи 193 ГК Украины такая задолженность подлежит взысканию с арендатора по иску арендодателя.

Кроме того, анализируя некоторые вопросы признания сделок (хозяйственных договоров) недействительными, Пленум Высшего хозяйственного суда Украины отметил, что отсутствие в договоре аренды земли хотя бы одного из существенных условий является основанием для признания его недействительным (часть вторая статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли»). При этом решая спор о признании договора аренды земли недействительным в связи с отсутствием в нем предусмотренной частью первой статьи 15 Закона существенного условия суд применять эту же норму в редакции, которая действовала на момент заключения договора, а не на момент его государственной регистрации.

Информационное письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О дополнении Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011 № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов» от 27.10.2014№ 01-06/1666/14.

В дополнение Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011 № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов» доводятся до сведения правовые позиции Верховного Суда Украины, изложенные в постановлениях, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов в порядке, предусмотренном разделом ХII-2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в спорах, возникающих, в частности, в сфере земельных правоотношений.

В частности, в постановлений и от 03.12.2013 № 5009/3430/12 высказана позиция Верховного суда Украины о том, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земельного участка является основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора.

Указанное постановление было принято Верховным судом Украины по результатам рассмотрения заявлений публичного акционерного общества «Запорожский абразивный комбинат» о пересмотре постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 25 апреля 2013 по делу № 5009/3430/12 по иску Запорожского межрайонного экологического прокурора в интересах государства в лице Запорожского городского совета к Обществу о взыскании задолженности.

Считаем целесообразным привести цитату из данного решения:

«Так, решением Совета от 03 марта 2008 № 79 «Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Запорожье» утверждена базовая стоимость 1 кв.м земли в размере 190,18 грн с учетом индексации нормативной денежной оценки земель г. Запорожье по состоянию на 01 января2008 года.Решение Совета от 15 июня 2001 № 17 «Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Запорожье» признано утратившим силу с момента внедрения новой денежной оценки.

Таким образом, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, аизменение нормативной денежной оценки земельного участка является основанием для пересмотра размера арендной платы.

Статья 526 ГК Украины, корреспондируется со статьей 193 Хозяйственного кодекса Украины, где предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, однако ответчик ненадлежащим образом выполнил свой долг по расчету за арендованный земельный участок, что привело к возникновению задолженности в сумме 2107 877,31 грн.

Поскольку в договорах аренды земли стороны определили, что арендаторобязан самостоятельно ежегодно индексировать размер арендной платы в соответствии с индексацией нормативной денежной оценки земельв соответствии с действующим законодательством, Высший хозяйственный суд Украины при решении дела № 5009/3430/12 правильно применил нормы материального права, а, следовательно, в удовлетворении заявления Общества следует отказать».

Земельный союз Украины

zsu.org.ua

Читайте нас у Telegram

Популярні новини

Підпишись на Infoindustry