24.11.2020
Зерновые терминалы Украины в 2020-2021 МГ недополучат около 100 млн долларов в первом полугодии 2021 года в сравнении с аналогичным предыдущим периодом. АМПУ также ждет снижение поступления портовых сборов на уровне 17,55 млн долл. Об этом говорится в исследование морского агента Stark Shipping, пишет Ukrainian Shipping MagazineГлавная причина ожидаемых потерь – неурожай зерновых и снижение перевалки этого груза в портах. Так, по данным АМПУ, за январь-октябрь 2020 г. морпорты Украины отгрузили в порядке экспорта 37,7 млн тонн зерна – на 9,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 г. Снижение экспорта шло по нарастающей с резким скачком в октябре. Очевидно, что такая тенденция в существующих условиях продолжится, а средний ежемесячный показатель снижения перевалки достигнет 15% (хотя есть все шансы, что реальное падение будет больше).
До января украинские порты будут отгружать кукурузу в рамках заключенных форвардных контрактов. Экспорт с октября по январь, ориентировочно, составит 12,7 млн тонн. На конец января кукурузы в резерве останется около 9,8 млн тонн, а значит, среднемесячный экспорт в феврале-сентябре 2021 г. не превысит 1,2 млн тонн
В разрезе портов прогноз снижения перевалки зерновых (кукуруза и пшеница) и прибыли в первом полугодии 2021 года выглядит так:
Морской порт | Дефицит перевалки зерна, млн т | Недополученная сумма портовых сборов, млн долл. | Недополученная сумма стоимости перевалки, млн долл. |
Николаев | 3 | 7,6 | 35,8 |
Черноморск | 2,5 | 4 | 29,6 |
Пивденный | 1,4 | 2,8 | 16,5 |
Одесса | 1,2 | 2,4 | 14,2 |
Все порты | 8,5 | 17,6 | 100 |
«Вероятнее всего, настоящая большая конкуренция за грузоотправителя начнется с февраля, а в марте терминалы уже будут вынуждены демпинговать ставкой перевалки, чтобы привлечь объем. В более выгодном положении окажутся терминалы, принадлежащие трейдерам, которые смогут считать перевалку как часть заработка на трейде и либо снижать внутреннюю цену до уровня себестоимости, либо зарабатывать исключительно на перевалке, торгуя в минус», – рассказывает директор по развитию Stark Shipping Андрей Соколов.
Стоит напомнить, что новая Методика расчета портовых сборов, которую рассматривает сейчас МИУ, предлагает определять ставки портовых сборов, исходя из прогнозных показателей судооборота и расходов АМПУ на три года вперед. В 2021 году судозаходов из-за сокращения урожая станет заметно меньше. Если бы новые правила расчета ставок портовых сборов уже вступили в силу, в 2021 г. АМПУ бы испытала серьезный дефицит бюджета. Это еще один повод задуматься над рациональностью некоторых положений Методики расчета ставок портовых сборов.
Вероятно, как трейдерам, так и портовым терминалам уже сейчас необходимо пересматривать бюджеты на следующий год и готовиться к меньшему объему работы. Также эта тенденция может отразиться на планах по расширению мощностей зерновых терминалов и строительства новых. Все это говорит о том, что Украине как стране до настоящего момента везло с урожаями, и что объем перевалки через порты зависит в большей степени от способности страны справляться с вызовами экономическими и производственными, чем инфраструктурными. Инфраструктура всегда следует за экономикой, но сейчас нас и в агросекторе, и в инфраструктуре ждет определенный спад.
Инфоиндустрия
Пов’язані теми: