02.09.2015
В Украине производство ягод еще не достигло своего апогея. Возможности производства и экспорта, а также переработки малины, голубики, смородины на сегодня в стране не только не исчерпаны, а имеют значительный потенциал развития.
Одним из флагманов украинского рынка посадочного материала ягодных культур является плодово-ягодный питомник «Брусвяна». О перспективах производства саженцев ягод в Украине и секретах успеха рассказывает директор и основатель предприятия Лилиана Дмитриева.
Какие планы у «Брусвяна» по расширению масштабов производства?
Успешность производство ягод напрямую не связана с количеством гектаров, хотя в нашем питомнике их достаточно. На сегодня мы используем в севооборотах 30 га, а наша общая площадь составляет около 100 га. Мы выбрали путь интенсивных технологий и не планируем наращивать земельный банк.
Как будет расширяться производство в разрезе ягодных культур?
На сегодня рынок голубики один из самых динамично развивающихся в Украине. В ближайшие годы мы планируем наращивать производство саженцев голубики не менее, чем в 5 раз.
Второй нашей культурой является ремонтантная малина. По этой культуре питомник активно развивает селекцию. Мы ввели в реестр пять ремонтантных сортов малины, три из которых подходят для промышленного производства: «Брусвяна», «Брусиловская», «Брусиловский стандарт». Также мы вывели сорта для любительского приусадебного хозяйства: это «Ярославна» и «Примара».
В 2015 году мы подали заявку на регистрацию новых сортов, как промышленных, так и любительских. Одним из лидером, по нашим прогнозам, станет сорт «Ремарка».
Занимаетесь ли вы селекцией голубики?
«Брусвяна» в 2015 году зарегистрировала новый сорт голубики высокорослой «Фиолент». Мы гордимся, что это будет первый в Украине сорт голубики отечественной селекции. Считаю, что для нашей ягодной отрасли – это весомое событие.
Расскажите о рынке саженцев голубики в Украине?
Часть рынка саженцев голубики занимают сорта, произведенные за рубежом. Растения импортируются в виде кассетной рассады и доращиваются в Украине. Появились лаборатории «in vitro», которые тоже вносят свой вклад в формирование рынка.
Для закладки 1 га голубики необходимо 3300 штук саженцев – это стандарт. Лучше всего закладывать новую плантацию двухлетним материалом. Отталкиваясь от этих показателей, мы и планируем наше производство.
Что из зарубежного опыта вы привнесли в производство «Брусвяна»?
Чтобы быть лидером в своей отрасли, мировой опыт, конечно, необходимо изучать. Не менее важно понимать, что делается в смежных областях.
Опыт, который мы перенимаем, даже не всегда связан с растениеводством. Например, когда мы создавали отдел продаж плодово-ягодного питомника «Брусвяна», то за основу я взяла систему продаж западных декоративных питомников. Этот подход стал основой нашего выдвижения в флагманы рынка, плюс селекция и высокое качество продукции. Так как, если у тебя неудачные сорта и некачественный посадочный материал, то никакие «ноу-хау» не помогут.
Что экспортирует «Брусвяна»?
Наши сорта признаны на европейском рынке и на рынках стран СНГ. Ежегодно мы продаем несколько десятков тысяч саженцев. Мы поставляем ремонтантную малину, лицензионные сорта смородины, а с 2015 года будем экспортировать и голубику.
Какова доля экспорта в продажах «Брусвяна» и в какие страны он осуществляется?
Экспорт занимает не более 2-3%. Мы экспортируем в Беларусь, Молдову, РФ, Казахстан, Грузию, Армению и Грецию.
Организация переработки ягод – это заманчивая для вас перспектива?
Очень сложно наладить одновременно качественное производство саженцев и ягод, хотя это и смежные бизнесы. Сегодня ягоды для нас являются побочной продукцией. Есть желание заняться переработкой, но это скорее отдаленная перспектива, чем реалии данного года.
Беседовала Оксана Король,
Инфоиндустрия
Приглашаем посетить конференцию «Современное плодоовощеводство 2015″. Подробности на http://euroagrochem.com/olericulture-2015
Читайте нас у Telegram