Почти дуополия

Все началось еще в 1970 году, когда канадские производители калийных удобрений создали единую сбытовую структуру Canpotex (Canadian Potash Exporters), через которую стали проводить все операции по экспорту калия, включая даже его транспортировку. Это привело к резкому снижению конкуренции и к столь же резкому повышению мировых цен: они сразу же взлетели почти на 43%, с 22 до 31,5 доллара за тонну. А в конце 1980-х калий стоил уже около 100 долларов за тонну. Но канадцам этого было мало, они запустили целую серию сделок по слиянию и поглощению своих конкурентов. Если в 1998 году в Канаде насчитывалось восемь калийных компаний, то к 2003 году осталось только три: Potash Corp., Mosaic и Agrium. Причем все они входят в тот самый Canpotex. Однако национальным рынком дело не ограничилось. Та же Potash Corp. приобрела крупные пакеты акций калийных производителей в Израиле, Иордании и Чили, а через создание СП с американскими компаниями вышла на рынок Соединенных Штатов.

Аналогичным образом ситуация развивалась в США, где к 2003 году осталось две фирмы из пяти, а также в Европе, где из семи калийных компаний тоже осталось лишь две.

Все эти события происходили на фоне небывалого ввода новых мощностей по выпуску калия во всем мире и, очевидно, имели только одну цель — не допустить его перепроизводства и, как следствие, снижения цен. И это удалось. Несмотря на то что производственные мощности по выпуску калия к началу 2000-х увеличились почти в полтора раза и превысили 50 млн тонн, цены стабильно держались на уровне выше 113–120 долларов за тонну. Однако самые значимые для отрасли события были еще впереди.

Осенью 2005 года тогдашние владельцы «Уралкалия» договорились с президентом Белоруссии Александром Лукашенко о создании на паритетных началах той самой Белорусской калийной компании. Эта структура стала эксклюзивным поставщиком калийных удобрений двух предприятий на зарубежные рынки. Сами рынки отреагировали на появление нового сбытового гиганта резким ростом цен, они взлетели со 124 до 158 долларов за тонну. БКК быстро стала крупнейшим поставщиком в Бразилию, а чуть позже — в Индию и Китай. Ее доля мирового рынка на первых порах составляла около 30%, а после поглощения «Уралкалием» второго российского производителя калийных удобрений, «Сильвинита», увеличилась до 42%. Еще порядка 30% мирового рынка держал Canpotex.

Таким образом, два крупнейших калийных трейдера занимали в общей сложности более 70% мирового рынка, приближая ситуацию на нем к дуополии. При этом оба продавца неукоснительно соблюдали неформальную торговую дисциплину. Перед подписанием новых контрактов с Индией и Китаем они могли на несколько месяцев остановить производство и поставки только ради того, чтобы усилить свои переговорные позиции. Ни о какой стабилизации цен не могло быть и речи, они должны были только расти. И рост без остановки продолжался вплоть до 2009 года, когда среднегодовая цена тонны калия достигла 630 долларов. При этом отдельные сделки на спотовом рынке заключались по ценам даже выше 1000 долларов за тонну.

Но такая торговая политика имела и обратную сторону. Из-за кризиса мировой рынок калия в 2009 году сократился на 50%, почти на столько же упала и загрузка производственных мощностей крупнейших компаний. При этом экспорт «Уралкалия» и «Беларуськалия» снизился еще больше — на 64 и 54% соответственно, что вызывало беспокойство у их акционеров. В этой ситуации БКК и Canpotex были вынуждены заметно снизить цены, примерно до 330–350 долларов за тонну. Но благодаря согласованным действиям производителей даже в момент достижения так называемого локального дна они все равно оказались в 1,8 раза выше уровня, сложившегося до формирования БКК. В конечном счете строгое следование выбранной стратегии позволило «Уралкалию» и «Беларуськалию» довольно быстро вернуться к прежним объемам производства, экспорта и выручки. Казалось бы, еще немного, и цены опять устремятся вверх. Но этого не произошло. Новому витку ценового ралли помешало сразу несколько мощных негативных факторов. Это и резкая (на 20–30%) девальвация национальных валют большинства крупнейших импортеров калия, и такое же резкое сокращение субсидий на его закупку в Индии, и, конечно же, общее ухудшение макроэкономической ситуации, сопровождавшееся падением цен на продукцию аграрного сектора, в частности на пшеницу. Каждый из этих факторов по отдельности наверняка удалось бы преодолеть. Но не все вместе.

Инфоиндустрия

Приглашаем посетить конференцию «Современное плодоовощеводство 2015″. Подробности на http://euroagrochem.com/olericulture-2015/

Читайте нас у Telegram

Популярні новини

Підпишись на Infoindustry