Украинские фермеры в органическом движении

Органическое сельское хозяйство в Украине может стать одним из локомотивов экономического развития страны, при этом сохраняя плодородие почв и обеспечивая благосостояние граждан. Популярность органических продуктов растет во всем мире. Глобальный рынок органики взлетел и по объемам и в денежном выражении в последние десятилетия. Украина тоже переживает бум. Но не потребления, а производства органических продуктов. К мировому органическому движению украинские фермеры присоединяются «семимильными» шагами.

Медленно, но уверенно

Сегодня в Украине всего 1% сельскохозяйственных угодий или 410,5 тыс. га земель заняты под органическое производство, согласно данным Федерации органического движения Украины. По сравнению с 2010 годом, этот показатель вырос на 35%, а среднесрочный план приоритетных действий Правительства до 2020 года (сейчас его проект еще в процессе общественного обсуждения) предусматривает увеличение площадей земель органического сельского хозяйства до 450 тыс. га уже к концу 2017 года, то есть на 10%.

Есть все предпосылки, что органический сектор и дальше будет стабильно развиваться. «Сегодня у нас около 400 тыс. га сертифицированных под выращивание органики земель. Как показывает неформальная выборка по регионам, прирост органических земель в этом году обязательно будет. Ведь в 2016 году сертифицировались новые площади под органическое производство», – подтверждает Ольга Трофимцева, заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции.

В Европе больше органических земель, но…

Сравнивая количество органических земель в Европе и Украине, становится очевидным, что наша страна еще в начале пути. Согласно данным Eurostat, в ЕС сертифицировано под органику более 11 миллионов гектаров земель и более 270 тысяч фермерских хозяйств. А площадь земель, занятых под органическое производство, увеличилась там с 2010 по 2015 год на 2 млн. га или на 21%.

Украина по своему природно-климатическому и почвенному потенциалу может стать одним из ведущих производителей органической продукции в Европе. Сегодня наше государство, имея треть мировых черноземов, экспортирует незначительную долю органической продукции в сравнении с объемом мирового рынка. В мире земли под органические продукты нужно очень долго готовить, а в Украине земли менее загрязнены.

«Мировой спрос продолжает расти: европейский органический рынок показал прирост в 7%, а рынки Канады и США взяли планку в 50 млрд долларов», – рассказывает Ольга Трофимцева и видит в этих цифрах хороший потенциал для развития украинского органического сегмента.

«Вообще на рынке потребления органики сложилась довольно интересная ситуация: около 48% импорта данной продукции приходится на Северную Америку (США и Канада) и 45% — на ЕС. Поэтому нам нужно ориентироваться на эти два рынка, спрос на которых будет расти. Это обусловлено дефицитом площадей для производства органической продукции. Эти рынки для нас открыты, и у нас есть конкурентные преимущества», – считает заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции.

Тенденции органического рынка

По данным Мингарополитки, объем органического рынка за последние 5 лет вырос на 600%. Объем экспорта органических продуктов вырос в 200 раз с 2010 по 2015 г.г., 80% органической продукции из Украины экспортируется. По оценкам независимых экспертов, мировой объем органического рынка составляет около €100 млн и этот показатель можно увеличить в ближайшие 3 года. В органе сертификации «Органик Стандарт» объемы экспорта украинской органической продукции оценивают более, чем в 160 тыс. тонн по итогам 2016 года. Для сравнения, в 2015 году этот показатель составлял немногим более 60 тыс. тонн.

Г-жа Трофимцева видит значительную роль органических продуктов и сырья в расширении рынков сбыта для Украины: «Мне приятно, что органическая продукция из Украины экспортируется на высококонкурентные рынки. Есть договорённости об экспорте украинского органического меда на рынок Японии. 85% нашего органического экспорта идет в ЕС». По данным Минагрополитики, основные поставки органических продуктов из Украины уходят в Германию, Австрию, Польшу, Францию, Италию, Данию, Швейцарию, а также США и Канаду.

«Рентабельность органического производства в Украине высока, однако нам нужно создать соответствующую законодательную базу, которая позволит сформировать прозрачные правила игры для участников рынка и обеспечит стабильное развитие органического производства в Украине», — отметила Ольга Трофимцева.

Органический конгресс 2017

Первый Органический конгресс 2017, прошедший в январе в Киеве, собрал не только более 350 участников, но и получил небывалую поддержку от Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Событие посетили профильный министр Тарас Кутовой и два его заместителя, что подчеркивает особый интерес государства к развитию органического производства.

 «Органическое производство развивается невероятными темпами, но мы стараемся, чтобы этот процесс был более системным и был более заметным и внутри страны и за ее пределами. Отрасль одна из самых динамичных. За пять лет у нас прирост 90% (по количеству операторов на рынке)», – сказал Министр аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Кутовой на открытии конгресса. Именно развитие органического производства определено Кабинетом Министров одним из главных приоритетов работы Минагрополитики на 2017 год. «Поддержка органического производства является также важным направлением нашей стратегии «3+5». Поэтому мы разработали «органический» закон, который уже поддержал Кабинет Министров», – отметил Тарас Кутовой.

Речь идет о законопроекте Украины 5448 «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции», который должен определить правила функционирования органического рынка в Украине, уменьшить риски и обеспечить государственный контроль в сфере производства, оборота и маркировки органической продукции.

По словам заместителя министра аграрной политики и продовольствия Елены Ковалевой, указанный законопроект уже ожидает рассмотрения в сессионном зале Верховной Рады Украины в ближайшее время.

Новый закон – новые правила

Целью новой редакции «органического» закона является совершенствование правового регулирования производства и маркировки органической продукции, а также прав и обязанностей субъектов рынка органической продукции. Другими словами, контроль за производителями органических продуктов ужесточится.

Законопроектом 5448 предлагается регламентировать требования к производству, маркировке и обороту органической продукции, установить основные принципы осуществления порядка сертификации органического производства, а также требования к органам сертификации и возложить осуществление государственного надзора (контроля) за субъектами рынка органической продукции на Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Полномочия по сертификации органического производства предлагается предоставить аккредитованным органам сертификации. При этом сертификация органического производства будет осуществляться на платной основе за счет субъектов хозяйствования, выдача сертификата — бесплатно.

Сегодня будущие строгости производителей не пугают, специалисты с трудом успевают сертифицировать всех желающих. «В нашем списке сегодня более трехсот пятидесяти операторов органического рынка, – говорит Сергей Галашевский, директор органа сертификации «Органик Стандарт». – У нас работают специалисты по всей стране, и мы постоянно расширяем штат, чтобы успевать реагировать на все запросы желающих, ведь количество сертифицированных хозяйств за последние 10 лет в Украине значительно выросло».

Заветный «евро-лист»

Как проходит сертификация органических производителей в Украине? В Украине еще не созданы национальные стандарты (так как еще не введен закон об органическом производстве и обороте органической продукции), поэтому сертификация проводится по международным стандартам стран и частным стандартам, которые признаются на глобальном рынке.
Органические производители Украины в подавляющем большинстве сертифицируются в соответствии со стандартом Международных аккредитованных органов сертификации по органическому производству и переработке, эквивалентного Постановлениям ЕС № 834/2007, № 889/2008.
Такие органические продукты маркируются единым логотипом (органический логотип ЕС – так называемый «евро-лист»), который указывается на упакованных сертифицированных органических продуктах вместе с информацией об органе сертификации и происхождении органического сырья.

Ура! Поддержка фермерам и садам

Елена Ковалева, Заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины, отметила, что в рамках государственной поддержки органического производства у фермеров уже есть возможность получить финансовую помощь по конкурсу на возвратной основе для проведения оценки соответствия производства органической продукции (сырья), при этом при равных условиях фермерские хозяйства, которые подали заявление о переходе на производство органической продукции (сырья), имеют преимущество перед другими фермерскими хозяйствами, претендующими на получение финансовой поддержки.

По словам г-жи Ковалевой в 2017 году государство также поддержит развитие садоводства и виноградарства. В этой связи в Мингарополитики ожидают рост площадей под садами и виноградниками. «На рынке уже ощущается определенный дефицит садовых саженцев», – говорит Елена Ковалева.

Что выращивать в плодоовощеводстве?

При выборе перспективных культур для органического плодоовощеводства можно идти двумя путями и занять свою нишу на рынке. Елена Березовская, президент Союза производителей сертифицированных органических продуктов «Органическая Украина», дает такие рекомендации: «Есть два противоположных подхода. Можно выращивать то, что пользуется спросом и будет пользоваться ним всегда: это огурец и помидор. Нужно делать их красивыми, качественными и продавать практически по такой же цене, как и обычные. То есть дать потребителю возможность предпочесть органический овощ традиционному». Действительно, это прекрасный путь развития для внутреннего органического рынка – выращивать привычную для семейной плодоовощной корзины органическую продукцию.

Еще один способ заработать на органике – начать сразу с экзотики. «Второй путь – более эксклюзивные овощи. Например, ревень, батат, сельдерей, спаржа. Такие культуры подходят для VIP-потребителя, который готов к высоким ценам на продукты питания. Это хороший путь для бизнеса – идти сразу в эксклюзив и в органику», – считает гуру органического бизнеса г-жа Березовская.

Елена Ковалева видит перспективы органического производства тех плодоовощных культур, которые хорошо экспортируются – это, в первую очередь, ягоды: «На экспорт чудесно идут органические голубика и даже переработанная клубника (земляника садовая)».

В заключение хочется напомнить, что по данным многочисленных исследований, потребители органических пищевых продуктов оценивают состояние своего здоровья значительно выше, чем потребители конвенционной (не органической) пищи. Исследования ученых Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца свидетельствуют, что на здоровье ребенка в Украине на 50% влияет питание и только на 10% – лечение. Такие показатели ярко демонстрируют, что органическое питание – это не просто модный тренд, а здоровый образ жизни, который сознательно выбирают люди по всему миру.

Оксана Король, эксперт по сельскому хозяйству ИА «Инфоиндустрия»

Полная версия статьи опубликована в журнале “Агроиндустрия”, использованы материалы “Органического конгресса 2017”

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry