Секреты выживания на плодоовощном рынке

 

Перепроизводство овощей и ягод по отдельным позициям дорого обходится украинским фермерам.  Для производителей плодоовощной продукции пришло время пересмотреть свои подходы к ведению бизнеса.

О перспективах производства малины, орехов, земляники, о том, куда идет овощной рынок, и как выжить фермеру в сложившихся условиях, рассказывает эксперт плодоовощного рынка Восточной Европы Татьяна Гетьман.

В прошлом году эксперты успешно спрогнозировали, что 2016 год станет годом «капустных миллионеров», по этой позиции было перепроизводство. Скажите, каковы Ваши прогнозы на 2017 год, будет ли подобная ситуация с другими овощными культурами?

В 2016 году перепроизводство отмечалось не только по капусте, урожай практически всех составляющих «борщового набора» в этом сезоне больше, а цены ниже. Ведь потребление сократилось по сравнению с последним урожайным годом из-за аннексии Крыма и оккупации Донбасса. Безусловно это «шок» для фермера: на фоне снижения цены себестоимость осталась довольно высокой.

Нельзя однозначно утверждать, что в 2017 и последующие года наши хозяйства будут выращивать ровно столько, сколько нужно рынку. Хочется надеяться, что количество профессионалов, настроенных на системную работу, в Украине станет больше.

Ожидается ли сейчас подорожание картофеля и не приведет ли оно к увеличению площадей под этой культурой?

Картофель – пока единственная позиция среди «борщового набора», которая начала дорожать. Такой рост был ожидаем, однако пока ценам удалось лишь дотянуться до уровня прошлого сезона, результатом которого фермеры остались недовольны. Дело в том, что значительные площади картофеля сажает население, особенно тогда, когда падают доходы. Именно поэтому последние три сезона цена на картофель остается невысокой, а последние два года коммерческое производство сокращается. О доходах перекупщиков вообще говорить не приходится. Поэтому не думаю, что в следующем году мы будем наблюдать существенный прирост площадей, скорее, напротив.

По различным оценкам в текущем сезоне производство картофеля сократилось на 2-4% за счет сокращения производственных площадей в коммерческом секторе, этого было достаточно для того чтобы цена на эту продукцию начала расти с середины зимы.

Какова сейчас ситуация в Украине с косточковыми фруктами?

На данный момент по борщовому набору мы себя полностью обеспечиваем, у нас иногда случаются проблемы с косточковыми (персик, абрикос), мы их очень много импортируем.  Вымерзание косточковых садов, которые сконцентрированы на юге – довольно частое явление в Украине, поэтому украинские фермеры не очень активно инвестируют в такие насаждения, и мы много импортируем этой продукции даже тогда, когда свой урожай относительно неплохой. В предыдущие года импорт также сокращался, но это было вызвано не увеличением производства, а уменьшением потребления, так как импортная продукция сильно подорожала из-за девальвации гривны. В этом году, несмотря на хороший урожай, рынок Украины наполовину сформировался импортной продукцией. К тому же в этом году было много контрабанды из Молдовы, и цена молдавского персика была ниже, чем предлагали украинские хозяйства на юге Украины.

В прошлом году все говорили о потере российского рынка. Можно ли сейчас сказать, что эта проблема решена и поток налажен через Белоруссию?

Реэкспорт безусловно есть, но если сравнивать с объемами поставок овощей в РФ до введения эмбарго, то это «капля в море». Реэкспорт не спасает украинский рынок и это видно по ценам – они практически не изменились с осени необходимо также понимать, что происходит на внутреннем рынке: у нас ощутимо снизилось потребление плодоовощной продукции из-за зоны АТО и аннексии Крыма, потребление в этих регионах всегда было достаточно большим. В итоге: закрылся экспортный рынок, предложение на внутреннем рынке выросло, а потребление сократилось. Это и есть основной причиной низких цен на внутреннем рынке в текущем сезоне.

Сейчас появилась информация о том, что нашим яблоком интересуются в Африке, что Вы можете сказать по этому поводу?

Сейчас в Африке покупает украинское яблоко только Ливия, общий объем поставок не превышает 200 тонн за текущий сезон, и экспортируют туда всего несколько украинских хозяйств. При выходе на рынок Африки следует учитывать культуру потребления данного продукта, так как для африканцев это не настолько популярный фрукт как для нас, вкусовые предпочтения и требования к товарному виду и сортам отличаются от наших. Кроме того, предстоит изучить специфику работы с местным покупателем, сезонность потребления и конкурентную среду. Сезонность потребления в плодоовощном рынке имеет чрезвычайно важно значение. К примеру, в Украине сезон наибольшего потребления яблок припадает на первую половину осени, в период их уборки, но тогда и цены на яблоко самые низкие. Потребление яблок у нас резко падает во второй половине весны, когда на рынке появляется первая ягода, но и цены на яблоко тогда взлетают до самых высоких показателей.

Только изучив особенности потребления и ценообразования на рынке яблок потенциальных покупателей, можно сформировать долгосрочную экспортную стратегию.

Куда на ваш взгляд развернется вектор экспорта яблок: это будет Европа, Африка или все-таки Китай?

Я думаю, что взгляды наших экспортеров будут направлены в первую очередь на Азию и Африку, но главным официальным партнером еще долгое время останутся страны СНГ, прежде всего Беларусь, через которую сегодня реэкспортируются большие объемы украинского и европейского яблока в Россию. На рынок Китая нам не стоит возлагать особые надежды, он сегодня является крупнейшим производителем яблок в мире и наращивает валовой сбор быстрее, чем другие крупные страны-производители. Из 85 млн. тонн мирового производства яблок на долю Китая приходится более 40 млн. тонн, при этом только за последние 10 лет валовой сбор яблока в этой стране вырос в 2 раза. На пути к европейскому рынку у нас стоит Польша, в которой урожай почти в 3,5 раза больше нашего и которая так же, как и мы осталась без главного внешнего рынка сбыта — России.

 Восемь лет назад было заложено очень большое количество ореховых насаждений, как сейчас обстоят дела на украинском рынке ореха и чего ждать в будущем?

Предложение ореха однозначно будет увеличиваться, а цены -снижаться. В последние 5-6 лет в Украине наблюдался ореховый бум. Было заложено много новых ореховых плантаций, за 10 лет производство увеличилось в 1,7 раз, а экспорт удвоился! Аналогичные тенденции сегодня наблюдаются во многих странах с большим производством. Это неизменно приведет к увеличению конкуренции на внутреннем и внешнем рынке и, соответственно, к снижению цены.

 В прошлом году наблюдался дефицит посадочного материала малины, с чем это связано? Будет ли дальше расти популярность выращивания малины?

Дефицита не было, был повышенный спрос, и поставщики посадочного материала не всегда успевали его удовлетворить. Все дело в том, что осенью 2015 года украинскую малину в ЕС покупали по 3 евро/кг, потому как в Сербии и Польше был неурожай этой ягоды. Именно поэтому в 2016 году в Украине заложено рекордное количество промышленных площадей под малиной и голубикой. Но уже осенью 2016 года ситуация в корне изменилась, экспортные цены на замороженную малину упали до 1,3-1,5евро/кг, так как Сербия собрала относительно неплохой урожай. В свежем же виде малину продавать очень сложно даже в пределах страны, она самая деликатная из всех мягких ягод. Ее очень трудно провезти в свежем виде даже 300 км по территории Украины, не говоря уже о том, чтобы везти в Европу. По этой причине большинство стран экспортирует основной объем малины в замороженном виде. В Европе потребность в замороженной малине закрывают Сербия и Польша, и нам приходится конкурировать с этими странами.

Кроме того, промышленное производство малины требует много ручной работы, с чем у нас хронические проблемы. Уборка малины осуществляется вручную и хозяйству требуется большое количество людей, чтобы собрать урожай, а с рабочей силой очень часто бывают проблемы. Не так легко единовременно собрать на поле до ста человек, а созревание ягоды не остановишь. И такие случаи в Украине не единичные. Уборка комбайнами тоже не решает проблемы, так как убранная механическим способом малина не всегда соответствует требованиям приемки сырья для заморозки.

Расскажите о землянике садовой (клубнике), как развивается этот рынок в Украине?

Еще 5 лет назад земляника была фаворитом украинских фермеров, но в последние 2-3 года плантации практически не расширяются, несмотря на то что практически отсутствует конкуренция с импортом. Дело в том, что бизнес по выращиванию земляники в промышленных масштабах требует инвестиций в предпродажную доработку, а без предварительного охлаждения заниматься бизнесом по продаже земляники очень сложно. Поэтому большинство фермеров вынуждены продавать ягоду очень быстро, т.к. без предварительного охлаждения она «умирает» в течение 3 суток. В разгар сезона это приводит к снижению цены на продукцию невысокого качества, доля которой достаточно высокая. В тоже время хозяйства с развитой инфраструктурой, которые могут собрать значительный объем ягоды и правильно его упаковать после охлаждения, всегда имеют цену в 1,5-2 раза выше средней рыночной. Но таких производителей у нас по-прежнему немного, поэтому после нескольких неудачных сезонов многие фермеры разочаровались в этой культуре и приняли решение не закладывать новых насаждений.

Чем вызвано падение качества плодоовощной продукции в 2016 году?

В коммерческом производстве овощей и фруктов используется много импортных ресурсов, которые очень сильно подорожали из-за девальвации. Речь идет о семенах, удобрениях и средствах защиты растений. В результате фермер начал экономить: уменьшилось количество обработок, снизилось количество вносимых удобрений, приобретались не самые качественные семена, – все это привело к нарушению технологических схем производства и резкому падению качества продукции.

Каковы, по вашему мнению, результаты экономии на СЗР?

Такая экономия не приводит ни к чему хорошему. В этом году многие сделали акцент не на качестве, а на количестве, в итоге мы имеем много продукции, которую нельзя экспортировать, и даже на внутреннем рынке продать сложно. При этом себестоимость такого товара довольна высокая: урожайность небольшая, а потери, напротив, зашкаливают

Каким Вы видите профессионального фермера?

Профессиональный фермер – это тот, кто знает, что и в каком количестве он будет выращивать не только в следующем году, но и через 3-5 лет, фокусируется на качестве продукции. Профессионал не будет стремиться «сорвать куш», заложив урожай на хранение и продав его в два-три раза дороже весной, он будет стараться присутствовать на рынке постоянно, продавая свою продукцию каждый месяц, потому что именно это необходимо его покупателю. Такой подход позволяет минимизировать потери в случае перепроизводства, а в сезоны с низким урожаем рентабельность увеличивается ежемесячно. Но главное – доволен клиент, для которого, выращивается плодоовощная продукция.

Чему должен научиться украинский фермер для выхода на новые рынки?

Фермер должен понять, что он выращивает сырье, которое еще требуется сделать продуктом, и даже на внутреннем рынке, где ритейл очень интенсивно развивается, вопрос качества становится все острее и острее, что уж говорить о выходе на такие рынки сбыта, как ЕС. Те компании, которые пробовали экспортировать украинские овощи – знают, что в подавляющем числе случаев наша продукция не соответствует параметрам качества Евросоюза, и речь идет даже не о сертификации. К примеру, в Польшу и Прибалтику мы де-факто уже продавали овощи без сертификатов, но очень часто наш товар оставался там неконкурентоспособным из-за проблем с качеством, к тому же из-за проволочек таможенного оформления срывались сроки поставок, оговоренные с покупателем. Для европейского покупателя надежность поставщика в плане соблюдения сроков и качества товара играет самую важную роль, цена имеет второстепенное значение.

Системность поставок имеет значение для торговой сети или для конечного покупателя?

До конечного потребителя продукт доносит уже перекупщик или торговая сеть, а последние вряд ли заинтересуются фермером, который не может внятно объяснить период начала и завершения сезона продаж и гарантировать качество товара на весь период поставок. Европейские сети и переработчики куда более требовательны к поставщику, чем их украинские коллеги. К примеру, переработчик потребует заключение с украинским фермером контракта с фиксированной ценой и жестким графиком поставок. Для наших хозяйств такой формат работы кажется странным. Наш фермер, увидев, что цена, например, на лук выросла с 3 до 5 грн/кг, моментально отказывается от реализации своей продукции, он ждет, когда лук подорожает еще больше, а торговая сеть в этот момент, не найдя лук на отечественном рынке, вынуждена заполнять пробел за счет импорта. Но европейские тенденции довольно скоро начнут приживаться и у нас, в целом это уже заметно. Национальные торговые сети тоже хотят иметь уверенность в том, что, если они сделают заявку, то им предоставят товар, даже если цена начала расти.

По каким европейским стандартам уже работают наши фермеры?

Сезоны перепроизводства – это вроде естественного отбора, когда неэффективные хозяйства становятся банкротами, а их место занимают профессионалы. Самые «продвинутые» в этом плане у нас производители ягод и тепличных овощей, которые уже имеют опыт работы с европейским покупателем. Именно поэтому новые коммерческие плантации у нас закладывают по стандарту Global G.A.P. – такой сертификат уже имеют несколько крупных тепличных хозяйств, производителей ягод и даже производители овощей «борщового набора». Перерабатывающие предприятия сертифицируются по ХАССПу (HACCP), этот стандарт так же необходим для выхода на более цивилизованные рынки сбыта, такие как ЕС. Смена ментальности происходит в различных областях прямо сейчас, и это не может не радовать.

 

Беседовала Оксана Король

Полная версия интервью опубликована в журнале “Агроиндустрия”

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry