Органические агро-кейсы: бизнес на бутонах шиповника

Украинские агропроизводители органической продукции растениеводства ищут новые прибыльные ниши. Выращивание лекарственных растений   - одна из привлекательных веток указанного бизнеса. Эксперты называют перспективным культивирование органических облепихи и шиповника. При этом ценность органического шиповника не только в плодах, а и в бутоне, и корнях растения – на эти составляющие есть спрос со стороны фармпроизводителей. Также эксперты отмечают наличие спроса на листья малины и смородины.

Об этом шла речь в ходе бизнес-форума «Органический ягодный бизнес: Ошибки 2018 — перспективы 2019», организованного Organic Business School и «Органик Стандарт», который состоялся 30 января 2019 года в Киеве.

Опытом диверсификации линейки органических ягод лекарственными растениями поделилась Светлана Лунёва, директор ЧП НССФ «Соевый Век», руководитель проекта на Кировоградщине.

Предприятие заложило органический ягодник в 2017 году, он состоит из 7 культур, на каждую выделено около 4 га. Это противоречит более распространенному моноподходу в органическом ягодоводстве, так как многие агропроизводители считают, что в украинских условиях целесообразно сосредоточиться на выращивании одной органической культуры, что облегчает формирование больших партий и поиск сбыта продукции. Согласно бизнес-плана, хозяйство должно получить положительное сальдо на 6-й год после закладки ягодных плантаций.

Специалисты ягодника «Соевого Века» выбрали для органического производства малину, смородину, аронию, облепиху, шиповник, иргу, жимолость, а от запланированной изначально ежевики, на данный момент решили отказаться. Посадки закладывали до глубокой осени — благо, погодные условия 2017 года позволяли находиться в полях. В середине насаждений плошадью 28 гектаров выкопали бассейн для воды и проложили капельный полив. 

«По ягодникам есть межвидовая возможность получения прибыльности на срезе между ягодничеством и фармацевтикой. У нас в хозяйстве выращивается шиповник. Мы нашли рынок сбыта для бутона. Органический бутон шиповника используют в фармацевтике, в чаях, в качестве добавки к косметическим средствам. Очень интересный рынок — это корень шиповника. Привлекает рынок облепихи, эту ягоду используют не только как продукт питания, но и в фармацевтике», — рассказала Светлана Лунева.

Изначально плантацию органического шиповника закладывали под будущую реализацию плодов, но в ходе работы культура «открыла» новые ниши. «Закладывали посадку на получение плодов органического шиповника, но у нас нет переработки, а есть возможность реализовать органический бутон. Сертификация Global Gap у предприятия есть. По ценам: бутон продавали по 400 грн/кг в 2018 году, при этом партия заготавливается в течение года и потом продается. Наш покупатель не из Украины», — рассказала Светлана Лунева в эксклюзивном комментарии ИА «Инфоиндустрия».

Корень шиповника в хозяйстве будут подрезать и продавать, начиная с 4-го года после закладки плантации, то есть с 2021 года. «Растение растет туда, куда ему хочется, корень шиповника все равно нужно корчевать из междурядий, и на него есть спрос», — утверждает руководитель ягодного проекта.

Более традиционные малина и смородина – это способ получить «быстрые деньги» при закладке мультиягодника. «Есть культуры с быстрым плодоношением, дающие быструю отдачу. Как «быстрые деньги» посадили малину и смородину. Они вступают в плодоношение на второй год и позволяют получить реальные денежные средства, в то время как другие многолетние ягодные культуры еще развиваются и не приносят урожай. Наши культуры нацелены на европейский рынок. Конечно, Европа не любит и не понимает черной смородины. Но черную смородину можно продавать на внутреннем рынке уже на второй год после закладки», — делится концепцией г-жа Лунева. По ее словам, не только ягоды, но и листья малины, смородины востребованы на рынке, при чем последние, как в органическом сегменте, так и в традиционном.

Выйти на рынок с органическим мультиягодником – это недешевое удовольствие, при этом 60% всех затрат составляет посадочный материал. Саженцы — это самое большое вложение и наибольший риск. Шиповник обошелся «Соевому веку» дешевле облепихи. Посадочный материал шиповника пришлось брать импортный, по облепихе — нашли отечественного производителя. В хозяйстве планировали выращивать также органическую калину, но от этих планов пришлось отказаться, так как не нашли нужное количество отечественного посадочного материала, а закупать импортный для закладки «украинского символа» — дорого.

По словам эксперта, важно помнить о затратах 2-го и последующего годов после закладки ягодника, растения нуждаются в питании и защите, параллельно необходимо закупать технику. Жизненно необходимо  в ягодном бизнесе обзавестись собственными холодильными установками или найти соответствующих партнеров. «Заморозка — страховочный круг, который даст вам дышать», — утверждает руководитель ягодника.

Производители ягод, как правило, единогласно жалуются на отсутствие персонала и его квалификацию. Светлана Лунева – не исключение. Людей не хватает, ситуацию в хозяйстве спасает специалист, который работает в «органике» около 10 лет. Другие фермеры жалуются на реальное отсутствие «органических» агрономов. На предприятии готовы пересмотреть и оплату рабочим за сбор ягод в сторону увеличения. «В этом сезоне мы платили сотрудникам 28 гривен в час, люди не хотят работать за такие деньги, будем думать над этой проблемой», — говорит г-жа Лунева .

Попытка вырастить органическую тыкву потерпела в хозяйстве полное фиаско. На культуру выделили один гектар, но из-за погодных условий получили урожай преимущественно зеленого цвета, а не оранжевого, и такую тыкву «на кашу» потребители брать не хотели. Но главное, еще весной в хозяйстве нашли партнеров, которые предварительно были готовы забрать весь урожай тыквы по оговоренной цене, а к осени — отказались. Органическая тыква оказалась убыточной для данного предприятия. «Всегда нужно искать несколько каналов сбыта», — резюмирует Светлана Лунева.

 

 Оксана Король, ИА «Инфоиндустрия»