Виноградарство без агрохимикатов

В Украине производство органических продуктов набирает оборот. Известный винодел Валерий Петров пришел к органическому производству не сразу. Что побудило фермера заняться органикой и каковы особенности технологии производства органического вина?

 

В Украине стремительно развивается рынок органической продукции. Какие перспективы производства органического винограда и вина вы видите?

Рынок органической продукции в Украине находится в начальной стадии, так как на общем фоне фальсификата потребитель с очень большим недоверием еще относится к органической продукции. В связи с увеличением себестоимости производства, продукция становится дороже, что также негативно влияет на спрос.

Сегодня в Украине «юрский период» агрохолдингов и монополистов, которые «прихватили» в свое время госсобственность и создали правовую базу под себя, уничтожив сотни малых виноградарей. На каждый шаг к здравому смыслу в виноградарстве и виноделии уходят десятилетия.

Но вместе с этим часть общества сознательно желает потреблять естественные натуральные продукты, а если есть спрос, то появляется и предложение. В том числе и на продукцию виноградарства и виноделия, ведь на карте Украины есть узкая климатическая полоса для оптимального выращивания органического винограда.

Какие площади виноградников отведены у Вас под органическое производство? Какой максимальной урожайности удалось достигнуть?

Всю площадь в 76 га мы сертифицировали, так как в органике нельзя на одном земельном участке допускать параллельное выращивание и неорганической продукции.

Без применения органических удобрений мы достигаем урожайности винограда на уровне 2,5-3 т/га.

На Винодельческом форуме в Киеве вы рассказывали о том, что ваше предприятие перешло на органическое производство, так как химические СЗР очень дорогие.  Какой масштаб экономии на СЗР при переходе на органическое производство был достигнут?

В результате работы с наукой и испытаний мы нашли органический препарат «Фитоспорин», как пример, одна заправка ОП 2000 обходилась в 100грн, а знаменитыми химическими препаратами – 5000грн.

Поэтому мы и приняли решение перейти на органику.

Как удается бороться с традиционными болезнями винограда – оидиумом и милдью – без использования химических СЗР?

«Фитоспорин» как контактный препарат справляется с мильдью и угнетает оидиум. В нормальные годы этого достаточно.

Погодные условия на юге Украины сложные. В частности, в 2016 году в Одесской области выпало аномально высокое количество осадков. Как это отразилось на вашем урожае в 2016 году?

Этот год действительно был неординарным в плане погоды, и мы это почувствовали: 2 недели нельзя было произвести опрыскивание. Если с милдью мы сумели справиться, то оидиум дал о себе знать, и половина урожая дали почки замещения.

Расскажите о технологии производства органического винограда.  Вы заимствуете зарубежный опыт?

Мне удалось побывать практически на всех континентах в «виноградных» странах: в долине Напа в США, в Ниагарской долине в Канаде, в Чили и Аргентине, в ЮАР и Израиле, и даже в Новой Зеландии, не говоря о Европе.  Технология производства практически одинакова в этих странах, но есть отдельные технологические приемы и орудия труда, которые мы пытаемся применять у себя.

Как решаете вопрос выбора сорта, есть ли сорта винограда, особенно подходящие для органического производства?

Начинаем с того –  что нужно потребителю? Исходя из этого выбираем сорта.  Например, изабельные и гибридные сорта, за которыми практически не нужен уход – запрещены. Классические Мерло, Каберне, Шардоне –

распространены по всему миру, отличаются только терруаром, основной потребитель к ним привык, и они на слуху. Есть еще аборигенные сорта в каждой стране, но это для заезжей публики.

В 2016 году вы зарегистрировали сертификат «Органик Стандарт» и ТМ V.Petrov, какие перспективы это открывает перед вашим предприятием? Вы готовитесь к экспорту в Европу?

Перспективы пока туманные, очень много бюрократии на пути, особенно когда прокладываешь дорогу первым. Наш компас в этом тумане – интуиция.

А Европа? Нам бы в Украине обеспечить культуру винопития потребителей. Для экспорта в Европу надо объединяться в кооперативы, мы ведем в этом направлении работу и создали СОК «Курган», объединив мелких производителей. Работы — непочатый край.

Как принимает украинский потребитель органическое вино? Ваш клиент – какой он? Какие сложности с продвижением органического вина на украинский рынок?

Мне запомнился один случайно услышанный разговор на дегустации вин. Один из двоих молодых людей, продегустировавших наше вино, предложил продегустировать и вино у рядом стоящего очень продвинутого бренда.

На что тот ответил: «Я предпочитаю вино, а не разбавленную эссенцию».

Культура винопития потихонечку начинает продвигаться, благодаря СМИ и всемирной «паутине» интернета.  Поэтому мы стараемся учувствовать во всех дегустациях, чтобы потребитель собственными вкусовыми рецепторами убедился: есть «две большие разницы».

Продвижения продукции фактически нет, и это не только проблема нашего предприятия. В крупную торговую сеть мы пробиться не можем, есть только фирменный магазин в пределах сельского совета, а с оптовиками очень сложно работать, так как они хотят иметь тройной «подьем».

Поэтому пока популяризируем нашу продукцию на выставках, обучаем и подготавливаем наших будущих клиентов.

Вкусовые качества органического и обычного вина: есть ли отличие?

Что такое органическое вино? Это перебродивший виноградный сок, как и 100 – 200 лет тому без всяких современных «ухищрений» и консервантов.

На вкус – у каждого человека поджелудочная железа определяет, какое вино организму подходит: одним белое сухое, другим красное и т.д.  Поэтому только в результате полной дегустации потребитель выбирает свое вино.

Планируете ли вы расширять площади виноградников и наращивать объемы производства вина?

Наоборот, мы сокращаем площади, оставляем для «прожиточного» минимума, так как в ближайшие 10 лет я не вижу виноградарского «озарения» ни в парламенте, ни в правительстве. Без изменения «виноградных» законов, наше производство – это хождение по лезвию бритвы или по мукам.

 Ваши пожелания фермерам, которые планируют заняться органическим производством.

Я лично говорил министру Тарасу Кутовому, что у нас возникла уникальная ситуация для развития органического земледелия: тотальное безденежье из-за отсутствия господдержки малых земледельцев и того факта, что банки не хотят иметь дело с «беззаставной мелкотой». В землю практически не вносятся агрохимикаты, поэтому надо сертифицироваться, создавать кооперативы для формирования крупных партий продукции и искать солидного потребителя без посредников. В мире органика – это очень востребованный тренд. И, если на Западе вкладывают огромные средства в «расхимизацию» земли, то у нас она почти готовая, и мы должны быть готовы. Самыми востребованными в мире скоро будут питьевая вода и натуральные продукты питания. Так что «шануємося і тримаємося».

Беседовала Оксана Король

Полная версия интервью опубликована в журнале “Агроиндустрия”

Читайте нас у Telegram

Популярні Новини

Підпишись на Infoindustry